Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Скорая книжная помощь. Как реставрируют книги

Можно ли мыть книги? Зачем реставраторы ходят в РГБ? И что такое доливка бумаги? Об этом ГодЛитературы.РФ узнал в реставрационной мастерской

Текст: Людмила Прохорова
Фото предоставлены мастерской «Ваш реставратор»

Рабочее место мастера

На первом этаже одного из жилых домов в центре Москвы расположилась уютная мастерская по ремонту и реставрации книгопечатной продукции с пятнадцатилетней историей «Ваш реставратор». Корреспондент портала ГодЛитературы.РФ побывала в ней и своими глазами увидела, как реставрируют книги.

Первый вопрос, который возникает, когда попадаешь в такую мастерскую, — что же чаще всего отдают на реставрацию?

«Больше всего книг, которые нам приносят, — это частные издания. Дорогие сердцу книги детства или кулинарные книги бабушек и прабабушек с пометками на полях, как улучшить какой-то рецепт. Приносят и семейные реликвии. Обычно это религиозные издания. Недавно приходила одна женщина, отдала на реставрацию книгу, чтобы передать ее своему внуку», — рассказывает Евгения Оносова, основатель и директор реставрационной мастерской.

Современные книги чаще всего приносят на переплет, чтобы они заняли достойное место на полках частных библиотек. Часто на реставрацию отправляют книги библиотеки, а также храмы и церкви. Реставрируют в мастерской и старые письма, открытки, грамоты. 


Библиотеки в основном просят, чтобы реставрация была видна.


Для них составляются специальные акты, в которых указывается, что и в каком году было отреставрировано. Это делается для того, чтобы в дальнейшем, если лет через пятьдесят кто-то будет вновь реставрировать издание, было известно, где находятся «родные» страницы. Люди, которые реставрируют книги для себя, чаще всего хотят, чтобы изменения были почти не видны. 

Особые клиенты — это коллекционеры и библиофилы. У них к реставрации совершенно иной подход. «Любое вмешательство запрещено, но отреставрировать нужно», — смеется Евгения. 

Когда книгу приносят в мастерскую, в первую очередь все необходимые изменения и пожелания обсуждаются с заказчиком. Потом издание отправляется к своему мастеру. Непосредственно реставрацией занимаются пять человек. «Мы стараемся, чтобы книга от начала до конца шла к одному мастеру, чтобы он ее «прожил». Не очень удобно реставрировать книгу поэтапно.


Когда мастер читает задание, он уже видит конечный результат, знает, как книга должна получиться.


Это не типография, здесь очень индивидуальная и кропотливая работа. Книга для мастера становится как родная. Без любви тут не получится работать. Надо быть фанатами своего дела», — замечает Евгения. 

Если есть необходимость и показания, такие как загрязнения, плесень, затеки на листах, то первоначально книга отправляется на промывку. В небольшие ванночки наливается спецраствор, и издание постранично опускается в него. Бумага в книгах, которые приходят на реставрацию, обычно желтая — она окисляется под воздействием солнечных лучей. Чтобы это убрать существует промывка. После первой промывки вода буквально ржавая; процесс повторяют, пока вода не станет прозрачной. Если в издании есть рукописные пометки, то по ним проходятся кистью со специальным закрепляющим раствором. Делать это нужно аккуратно, ровно по буквам, иначе закрепится не только письмо, но и грязь. Если книгам не требуется промывка, то их просто обеспыливают специальным миниатюрным пылесосом.

Когда листы промыты и чуть подсушены, они отправляются на доливку. Страницу вновь смачивают — намокший лист становится пластичным и с ним можно делать все, что угодно, — и на специальном световом столе, где хорошо видны все разрывы, мастер начинает доставлять необходимые фрагменты. Для этого используются кусочки реставрационной бумаги. Она бывает разных цветов и разной плотности. Мастер подбирает к каждой оригинальной странице наиболее подходящую бумагу. После того как произведена доливка, мастер приклеивает на место соединения двух фрагментов прозрачную «японку» — своеобразную ленточку, которая растворяется и становится не видна, зато хорошо держит место склейки.

Кстати, если утеряна часть листа и необходимо восстановить весь текст (или даже текст с иллюстрацией), то это не проблема для реставратора. В РГБ хранятся все книги, которые когда-либо выпускались в России.


Можно съездить в Ленинку, отсканировать недостающие листы, напечатать на реставрационной бумаге и дорастить.


Лист бумаги с доливкой отправляют под пресс для просушки (а сушка может занимать до одной недели). Если страницы хорошо не просушить, то в готовой книге они могут пойти волнами. 

В мастерской обычно изготавливают книги по технологии XVIII века «французский переплет». Чем он отличается от типографского? Это исключительно ручная технология. В типографиях книги шьют преимущественно на марлю. Здесь же книжный блок сшивают на шнуры. Шнуры с годами не пересыхают, с книгой можно производить любые манипуляции, и ничто не отвалится. Если у книги отсутствует обложка, то ее изготавливают в соответствии с годом издания книги либо повторяют ее такой, какой она была в оригинале.

В мастерской один дизайнер, Мария Францева, именно она разрабатывает все обложки, делает иллюстрации.


В книгу можно инкрустировать все, что угодно, — от вышивки ее владельца до духов.


Обложки книг преимущественно кожаные. А вот корешок круглят на специальной разогретой трубке. Кажется, что это просто, но можно легко сломать картон, и в этом случае придется все переделывать.

Всего процесс реставрации занимает от одного дня до нескольких месяцев — все зависит от сложности. Рекордсменом по количеству времени, затраченному на реставрацию, стал рукописный Коран. Вначале планировали справиться за два месяца, в итоге процесс оказался еще более трудоемким, чем ожидалось, и работа растянулась на полгода. «С ним мы вышли в ноль, ничего не заработали, но здесь было важно довести дело до конца и при этом сделать качественно», — комментирует Евгения. 

В целом же из-за того, что реставрация — это очень кропотливый труд, стоимость работ соответствует и начинается от 10 тысяч рублей.

В мастерской не только реставрируют книги, но и изготавливают подарочные издания. Они могут быть как букинистические, так и современные, «одетые» в новую обложку, — дизайн разрабатывают здесь же. Используя при этом порой самые необычные материалы и техники. Так, на обрезах одной из книг с названием «Норвежский лес» (нет, это не известный роман Харуки Мураками) была сделана имитация дерева.

Вообще в команде все занимаются творчеством, делают что-то руками: шьют, лепят, рисуют. «Без творчества в этой профессии невозможно», — уверена Евгения. 


Одна из мастеров даже выучилась на режиссера, но поняла, что заниматься хочет именно книжной реставрацией. 


Кстати, женский подход к реставрации Евгения ценит больше: «Я всегда за реставраторов-девушек, потому что они делают все более аккуратно, изящно. Мужчины любят более грубый стиль. Но заниматься тиснением и работать с прессом, конечно, лучше мужчинам».

Среди наиболее редких книг, которые приходилось реставрировать в мастерской, — Острожская Библия. Это первое полное издание Библии на церковнославянском языке, опубликованное первопечатником Иваном Федоровым в 1581 году. 

Недавно мастерская приобрела книгу 1815 года «104 священные истории, выбранные из Ветхого и Нового Завета». Это книга, по которой Достоевский учился грамоте. «Мы с мужем зачитались, настолько это интересно и познавательно. Своим детям я бы с удовольствием ее дала, она словно психологом составлена. Тут идет история, а следом — «явные вопросы». Есть и «полезные нравоучения», тоже, кстати, интересно. И главное, двести лет, а книга в прекрасном состоянии!» — делится Евгения.

А самое романтичное издание, которое приходилось изготавливать в мастерской, было создано для одной пары, которая познакомилась по интернету в те далекие времена, когда еще не были популярны различные мессенджеры. Мужчина собрал всю годовую переписку по электронной почте, которую они вели с его будущей женой до замужества, и попросил оформить в виде книги. Вот такой необычный подарок на память.

Кстати, мастерская ведет свой аккаунт в инстаграме, где очень подробно рассказывают и показывают, как реставрируются книги.

Читать по теме:

Хранитель книг

Просмотры: 576
05.02.2018

Другие материалы раздела ‹Публикации›:

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ