Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Александра Маринина

Вперед в прошлое с Марининой

Александра Маринина предоставила новую трехтомную эпопею «Горький квест», для создания которой писательница даже созывала специальные фокус-группы

Текст: Владимир Гуга
Фото: Борис Берзако
Обложки предоставлены издательством «Эксмо»

Александра Маринина. Горький квест, в 3 т. — М.: Эксмо, 2018

Владимир-ГугаМожет быть, для многих из нас фраза «Во всем мне хочется дойти до самой сути» — всего лишь красивая цитата из знаменитого стихотворения Бориса Пастернака. А для Александры Марининой это творческий принцип: автор ряда бестселлеров действительно погружается в тему своего романа, как настоящий исследователь.

Александра Маринина. Горький квест. Том 1Если в книге главный герой — тренер фигурного катания, то Александра Маринина детально изучает закулисный мир спортивной школы; если в истории присутствует сотрудник судебно-медицинской экспертизы, то она в подробностях исследует все, что происходит в кафельных залах за «последним порогом». Таков подход автора-перфекциониста, довольно сильно отличающий его от многих писателей.


Ведь кто-то пишет «приблизительно, на глазок», а кто-то «отвечает за базар», рассматривая тему под микроскопом.


Новый трехтомник Александры Марининой «Горький квест» повествует о странном человеке, решившем организовать причудливый проект. Дабы выполнить волю своего предка, он собирает круг совсем молодых людей, родившихся через несколько лет после развала СССР, условно «погружает» их в советскую атмосферу 70-х годов и просит познакомиться с творчеством Алексея Максимовича Горького. Вроде бы все это напоминает социальный эксперимент, но у героя другая задача — он хочет с помощью квеста реконструировать личность талантливого молодого человека, жившего в годы застоя. Об этом рано умершем парне почти ничего не известно. Зато взгляды и вкусы «мистера X» запечатлены в нескольких его давнишних эссе, посвященных творчеству Горького.

Своим новым романом Александра Маринина уводит читателя еще дальше от классического детектива. Эволюция содержания текстов этого автора постепенно двигается в сторону социально-психологического формата. Но Александра Маринина по-прежнему остается верна своему методу — всегда лично проверять выбранный материал, тестируя его в «ручном режиме». Чтобы лучше разобраться в оригинальной теме собственного произведения, Александра Маринина, подобно герою книги, сама организовала и провела квест, позволяющий умозрительно побывать в семидесятых, с участием нескольких молодых добровольцев.


По сути, она создала редкий, а может быть, даже единственный в своем роде интерактивный роман, идея которого проверялась в режиме онлайн.


 Александра Маринина. Горький квест. Том 2«Мы организовали три или четыре сессии, — рассказала Александра Маринина на пресс-конференции в Библиотеке имени А. П. Чехова. — В каждой участвовало пять-шесть молодых людей. Им было предложено рассмотреть проблемные ситуации, которые требовали разрешения с учетом тех ограничений, тех законов, и тех правил, какие существовали в советской стране в 70-е годы. Не скажу, что мне стало все понятно про нынешнюю молодежь, но в чем-то относительно ее я разобралась. Знаете, они — замечательные люди, если повернуться к ним лицом. Подавляющее большинство представителей моего поколения не понимает современных молодых людей и просто их отторгает».

С помощью своего квеста Александра Маринина продублировала эксперимент, описанный в собственном романе. Участники ее проекта пытались понять и ответить, как бы они поступили, попав на комсомольские собрания или в бесконечно длинные очереди за продуктами и одеждой; как бы они жили, не имея под рукой любимых смартфонов, удобных пластиковых карт, доступа в интернет.


Идея автора романа в перспективе может стать (если уже не стала) основой нового реалити-шоу: его участники должны будут принять условия прошедшего времени и «выжить» в них.


На самом деле мир в целом и в первую очередь Россия за последние три десятилетия изменились радикально. Может быть, мы пошли в своем развитии не по тому пути, который предлагали фантасты-футуристы, но, тем не менее, фантастичности он, конечно, не лишен. Причем его населяет немалое количество лиц, родившихся и сформировавшихся совсем в другой реальности. Каким-то образом эти люди умудряются спокойно жить в фантастической среде (кто из поколения нынешних 40—50-летних не воображал в детстве видеотелефон или сверхмощные ЭВМ в маленькой коробочке), сохраняя при этом психологию и вкусы прошлого тысячелетия.

В романе звучат два важных мотива:
1. Разрыв поколений советских и постсоветских людей.
2. Коммунистическая фальсификация и недооцененность творчества «Буревестника революции».

Александра Маринина. Горький квест. Том 3Ментальный и психологический люфт, разделивший поколение «отцов», родившихся на закате советской эпохи, и «детей», появившихся на свет в постмодернистские 90-е, Александра Маринина на встрече с журналистами назвала «пропастью». При этом автор, объясняя свою точку зрения, не стала наделять какими-либо негативными чертами молодое и среднее поколения: для неё драматичная «пропасть» между генерациями появилась в результате экстремальных исторических обстоятельств. В первую очередь это резкая перемена социального, экономического и политического строя, случившаяся в 90-х, ставшая причиной изменения этических ценностей и правил жизни, целей и общественных установок. А окончательный клин между поколениями вбило появление интернета.

«Эти молодые люди, — заметила на пресс-конференции Александра Маринина, — не нуждаются в обществе, потому что есть целый виртуальный мир, где собираются группы по интересам, где имеется разветвленная сеть разнообразных отношений и коммуникаций. Я уже не говорю об играх и о предоставляемых интернетом возможностях прочитать любую книгу и посмотреть любой фильм из существующих на Земле. Интернет спровоцировал человека сформулировать для себя очень опасную мысль: «Благодаря Сети мне никто не нужен, мне никогда не бывает скучно, я отлично себя чувствую, мне всегда есть чем заняться, передо мной — океан возможностей». А если один раз человек скажет себе, что ему никто не нужен, то за этим умозаключением последует целый ряд разных негативных поступков, например, разрывы отношений — дружеских, любовных, профессиональных. Потому что любые отношения надо воспитывать, выстраивать, поддерживать. А это — огромный труд, это — целый комплекс навыков. Но интернет, которому я, тем не менее, искренне благодарна за колоссальную помощь в моей работе, лишил человека потребности эти навыки в себе развивать.


Кроме того, интернет сильно ударил по способности формулировки эмоций — для этого есть стикеры и смайлики.


Зачем, скажем, изображать, как мне грустно или хорошо? Ведь проще ткнуть пальчиком, нажать в «мордочку», и вот мысль выражена».

Александра Маринина предпочитает видеть не недостатки поколений и эпох, а их особенности и различия. По ее мнению, каждая генерация обладает своими характерными чертами. Правда, рассуждая о 70-х, в которые она попыталась «вписать» свою фокус-группу, Александра Маринина поделилась своим негативным мнением о застойном десятилетии. В этот период ее профессиональная карьера в органах МВД складывалась не очень гладко, так как к ней, женщине без партийного билета, вышестоящие «товарищи» относились, мягко говоря, с некоторым пренебрежением. «Для меня 70-е годы, — призналась писательница, — запомнились чувством бесправия и унижения».

Однако «магнетизм» недавнего прошлого со всеми его недостатками и очевидными достоинствами заставляет авторов снова и снова перематывать «плёнку жизни» в обратном направлении. Как бы ни критиковалась жизнь в СССР, она вызывает сильный интерес и у писателей, и у читателей. Возможно, это — проявление обычной ностальгии, а возможно — результат щемящей тоски по стилю, свойственной эпохе глобализации, оптимизации, стандартизации, то есть, эпохе безвременья.

31.08.2018

Просмотры: 0

Другие материалы раздела ‹Публикации›:

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ