16.01.2023
Итоговое сочинение. В помощь школьнику

Как это работает. Что такое пейзаж в литературе

Описания природы помогают понять мотивы героя или угадать, что с ним случится. Доказываем этот тезис на примерах произведений Карамзина, Лермонтова, Гончарова, Шолохова

Как это работает. Что такое пейзаж в литературе / «Оттепель» — пейзаж русского художника Фёдора Васильева (1850—1873) / ГТГ
Как это работает. Что такое пейзаж в литературе / «Оттепель» — пейзаж русского художника Фёдора Васильева (1850—1873) / ГТГ

Текст: Ольга Лапенкова

Пейзаж в литературном произведении — это описание природы во всех её проявлениях. Во-первых, это перечень мест, которые встретятся герою, если он выйдет из дома и побредёт куда глаза глядят. У кого-то окна выходят на густой лес, скалистый обрыв или даже вулкан — а кто-то, наоборот, видит с балкона уютный скверик или россыпь зонтиков на морском берегу… И не правда ли, вид из окна по-своему воспитывает нас? А во взрослой жизни, меняя место жительства, мы руководствуемся не только практическими, но и эстетическими соображениями. Вряд ли кто-нибудь захочет переезжать в дом, расположенный в паре метров от мусорного полигона — или в мрачный «подвал, похожий на пещеру», как в пьесе М. Горького «На дне».

Во-вторых, пейзаж — это описание погоды. Даже в самом спокойном уголке мира может разразиться страшная гроза, и суеверные люди увидят в этом знак: им покажется, что ураган послан в наказание за грехи — или, наоборот, в качестве предупреждения. (Это, кстати, и произошло в пьесе А. Н. Островского «Гроза», название которой говорит само за себя.) Зато в прекрасный летний день, когда на небе ни облачка, так и тянет помечтать… А ведь именно с мечты началось всё лучшее, что создано человечеством, не так ли?

Наконец, наблюдения за природой помогают людям — и литературным героям, разумеется, тоже — отвлечься от проблем, успокоиться и разобраться в себе. Если говорить о стихах, то в пейзажной лирике интересно не столько описание природы, сколько состояние, которое испытывает лирический герой (об этом мы размышляли в другой статье). В эпосе и драме описание природы тоже, по большей части, «совпадает» с настроением центрального персонажа, хотя бывают и исключения. Давайте посмотрим, как это работает в произведениях Н. М. Карамзина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Гончарова и М. А. Шолохова.

Пейзаж-параллель («Слово о полку Игореве»; Н. М. Карамзин, «Бедная Лиза»; М. А. Шолохов, «Тихий Дон»)

В «Слове о полку Игореве» главный герой — князь, чьи владения то и дело подвергаются набегам половцев, — решает пойти в поход против кочевого народа. И всё бы ничего, но другие князья отказываются послать войска на подмогу: выступить вместе с Игорем соглашается только его брат Всеволод. Главный герой всей душой верит в успех своего дерзкого предприятия, но умом понимает, что победа ему не гарантирована. И вот, чтобы «намекнуть» центральному персонажу на исход сражения, сама природа посылает знак:

  • Но, взглянув на солнце в этот день,
  • Подивился Игорь на светило:
  • Середь бела дня ночная тень
  • Ополченья русские покрыла. <...>
  • Игорь-князь во злат стремень вступает.
  • В чистое он поле выезжает.
  • Солнце тьмою путь ему закрыло,
  • Ночь грозою птиц перебудила,
  • Свист зверей несётся, полон гнева,
  • Кличет Див над ним с вершины древа…

К сожалению, Игорь решает проигнорировать знак, и заканчивается это не очень-то хорошо.

Ещё один хрестоматийный пейзаж, предвещающий главным героям беду, мы находим в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Гроза, которая застаёт влюблённых, становится одновременно и воздаянием за грех, и предвозвестницей тяжёлого испытания:

«Ах, я боюсь, — говорила Лиза, — боюсь того, что случилось с нами! Мне казалось, что я умираю, что душа моя... Нет, не умею сказать этого!.. Ты молчишь, Эраст? Вздыхаешь?.. Боже мой! Что такое?» Между тем блеснула молния и грянул гром. Лиза вся задрожала. «Эраст, Эраст! — сказала она. — Мне страшно! Я боюсь, чтобы гром не убил меня, как преступницу!» Грозно шумела буря, дождь лился из чёрных облаков…»

Можно долго думать и гадать, как кончилось бы произведение, если Эраст, разочаровавшись в возлюбленной, нашёл в себе силы честно об этом сказать. Бесспорно одно: после того, что произошло между героями в «грозовой» сцене, их отношения уже не могли быть такими невинными и нежными, как вначале.

Пейзажи, которые образуют параллель с состоянием персонажа, встречаются и в реалистических произведениях — например, в романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон». Вот какая сцена приведена в четвёртом томе, где автор методично «добивает» бедных-несчастных героев, умудрившихся остаться в живых после Первой мировой и Гражданской войны:

«— Господи! Всю душеньку мою он вымотал! <...> Господи, накажи его, проклятого! Срази его там насмерть! Чтобы больше не жил он, не мучил меня!..

Чёрная клубящаяся туча ползла с востока. Глухо грохотал гром. Пронизывая круглые облачные вершины, извиваясь, скользила по небу жгуче-белая молния. <...>

Ветер трепал раскосмаченные волосы Натальи, сушил её мокрое лицо, обвивал вокруг ног широкий подол серой будничной юбки.

<...> Старуха с трудом поднялась на ноги. Лицо её было смертельно бледно, когда она сквозь гул подступившей бури глухо крикнула:

— Опамятуйся! Бог с тобой! Кому ты смерти просишь?!

— Господи, покарай его! Господи, накажи! — выкрикивала Наталья, устремив обезумевшие глаза туда, где величаво и дико громоздились тучи, вздыбленные вихрем, озаряемые слепящими вспышками молний».

Стоит ли говорить, что после такого не поздоровилось никому: ни самой Наталье, ни человеку, которому она пожелала смерти?

Впрочем, некоторые авторы были не прочь поиграть со стереотипами и повеселить читателя. Например, в стихотворении Н. А. Некрасова «Буря» лирический герой в тысячный раз приглашает любимую на свидание — и наконец-то получает согласие. Но счастье так мимолётно! Ближе к вечеру начинается ураган, и герой опасается, что в такую погоду его зазноба из дому не выйдет:

  • Кровь-то молодая: закипит — не шутка!
  • Да взглянул на небо — и поверить жутко!

  • Небо обложилось тучами кругом...
  • Полил дождь ручьями — прокатился гром!

Но, к удивлению читателя, всё заканчивается хорошо: девушка оказывается не робкого десятка — и благополучно добирается до назначенного места. Вспоминая о романтическом приключении, лирический герой подытоживает:

  • Да зато с той ночи я бровей не хмурю —
  • Только усмехаюсь, как заслышу бурю…

Разберём и другие, более «серьёзные» случаи, когда состояние природы вовсе не соответствует настроению центрального персонажа.

Пейзаж-контраст (М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»; И. А. Гончаров, «Обломов»)

В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», в заключительной главе «Фаталист», происходят не очень-то весёлые события. Если без спойлеров, то один из героев на первых страницах главы едва не отправляется к праотцам. Да и в жизни самого Печорина всё, мягко говоря, не безоблачно. Однако, направляясь в крепость, Печорин оказывается в мире, где царят тишина и покой:

«Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звёзды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтобы освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонёк, зажженный на краю леса беспечным странником!»

В этот момент читатель — как и сам герой — не подозревает, что звёздная ночь станет лишь передышкой, а Печорину вскоре предстоит оказаться на грани жизни и смерти.

Не правда ли, это очень жизненно? Мы с вами, конечно, не оказываемся в таких сложных и опасных ситуациях, как Печорин, — и слава богу. Но порой после ссоры с другом или какой-нибудь неудачи нам кажется, что чёрная полоса никогда не сменится белой… Однако кончается день, на небосвод высыпают звёзды — и мы понимаем, что наши трудности не так уж страшны. По крайней мере, в мировом масштабе. Утешает нас это или расстраивает — другой вопрос.

Наконец, говоря про «обманчивые» пейзажи, нельзя не упомянуть идиллическую деревеньку, где прошло детство главного героя романа И. А. Гончарова «Обломов»:

«Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край! <...>

Небо там, кажется, <...> ближе жмётся к земле, <...> чтоб обнять её покрепче, с любовью <...>.

Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть ещё раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, тёплый день. <...>

Река бежит весело, шаля и играя; она то разольётся в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет <...> и чуть-чуть ползёт по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется...»

Казалось бы, в таком месте точно не произойдёт ничего плохого! Однако «коварство» Обломовки — в том, что это, выражаясь современным языком, зона комфорта, которая затягивает, словно зыбучий песок.

Нельзя сказать, что воспитание Обломова было идеальным: его родители и многочисленные няньки настолько опекали малыша, что уже взрослый Илья Ильич понятия не имеет, что такое самостоятельность. А главное, он не осознаёт — или не хочет осознавать, — что вырос вовсе не в раю, а среди обыкновенных людей, которые тоже допускали ошибки. Поэтому Обломов страдает, но так и не преодолевает тягу к простой и понятной жизни, где каждый день в точности повторяет предыдущий.

...В общем, если в произведении русского писателя грохочет гром и завывает ветер, скорее всего, у главных героев всё будет плохо. Если светит солнце и журчит ручеёк — тоже.