САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Я читаю. Слава Полунин

Самый известный в мире русский клоун Слава Полунин

Текст: Наталья Соколова/РГ

Фото: Юрий Белинский/РИА Новости, ria.ru

Слава Полунин: «Я читаю много книг одновременно. Это уже сложившаяся  годами практика. Я люблю погружаться в тему, которой занимаюсь до самого дна. Покупаю много книг и очень люблю это занятие, это как современная литература, так и специально заказанные репринты букинистических антикварных книг. Вот недавно получил посылку со стопкой книг, выписанных мной по каталогу, здесь и сборник статей о незаслуженно забытом режиссере и театральном теоретике Николае Евреинове, и книга о скоморохах и исследование феномена смеха, его природы в системе культуры. Я и сам сейчас готовлю к изданию несколько книг одновременно. В частности, работаю над большим каталогом, посвященным искусству клоунады, в котором будут собраны портреты любимых мною клоунов. Набирается около 100 персоналий, это представители искусства разных лет, разных стран. Издание, по задумке, будет сопровождать обширная библиография. И, несмотря на то, что книга рассчитана на самую широкую аудиторию, именно библиография, я надеюсь, будет особенно интересна профессионалам, работающим в жанре клоунады».

ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ НИКОЛАЯ ЕВРЕИНОВА «ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИНВЕНЦИИ»:

Жизненность и театральность

Театр, обирающий жизнь! И театр, одаряющий жизнь.

Вот два рода публичного театра.

(Tertium non datur, несмотря на компромиссные потуги подмастерьев театра).

Принцип первого - жизненность, принцип второго - театральность.

(Копия и оригинал! Зеркало и отражающееся! Зависимость и свобода! Передразнивание и игра! Декалькомпания и творчество!)

Хотите на простом примере сразу же познать пропасть между театром, основанным на принципе жизненности, и театром, основанным на принципе театральности?

Так вот!

Когда я вижу Чеховские пьесы в исполнении артистов школы К. С. Станиславского, мне всегда хочется крикнуть всем этим до кошмара жизненно представленным героям: «Пойдемте в театр! Да, да! И дядя Ваня, и три сестры. И Чайка-Заречная, и даже Фирс из Вишневого Сада, все пойдемте в театр! Вы освежитесь! Вы станете другими. Вам откроется иная возможность бытия, иные сферы! Иные горизонты. Бесцветные, вы станете цветными! Серые - яркими! Бессильные - сильными! Никчемные - кчемными! Преображенными!»

Нужно ли пояснять, друг читатель, что я их поведу не в Московский Художественный, а в настоящий театр - театр, неизмеримо далекий от будничной правды, недостойной изображения жизни.

Театр - зеркало жизни

Когда натуралисты проповедуют, что театр должен быть зеркалом жизни, такой, какова она в действительности, надо им ответить, что и в этом случае театр-зеркало не минует принципа столь ненавистной натуралистам театральности, так как каждая минута нашей жизни - театр. Но стоит ли зеркально-рабски отражать театр жизни в его кустарных, порою дилетантских формах учреждению, призванному, казалось бы, по своей специальности, являть некую сущность, кристаллизацию, конденсацию и вместе с тем симплификацию определенного явления?

Иначе - что такое театр, как официальное учреждение?

Какими мы любим себя

Мы любим себя только театрализованными. Доказательство этому найдете в нашем подходе к зеркалу, в которое вы смотритесь, всегда мимируя значительность, привлекательность, импонирующую серьезность, решительность и т. п. Мы ищем в зеркале не столько объективной правды, сколько лести, утешения, подбадривания. И мы, сами того не замечая порой, помогаем зеркалу польстить нам, утешить нас или подбодрить. Мы всегда будем «пенять на зеркало, коли рожа крива». И будем правы в этом подобно тому, как прав Ницше в своем изречении: «„Это я сделал“, - говорит моя память. „Этого я не мог сделать“, - говорит моя гордость и остается непреклонной, наконец, память уступает».

Из книги Н. Н. Евреинов «Театральные инвенции», М., «Время», 1922.

Ссылка по теме:

Премия «Петрополь» раздала свои награды