САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Шемякин. К слову

В Фонде художника Михаила Шемякина в Петербурге открылась выставка «Буква, слово, текст в искусстве»

Текст: Светлана Мазурова/РГ

Фото: Владимир Бертов

Два зала занято экспонатами, но это лишь маленькая часть из его огромного архива, уникальных исследований, говорит художник, скульптор, историк искусства, автор крупномасштабного проекта «Воображаемый музей Михаила Шемякина. Антология форм».

Экспозиция научного материала демонстрирует все многообразие образов на тему «Буква, слово, текст в искусстве»: начиная с Древнего Вавилона (клинопись) и кончая современным искусством.

Представленные оригинальные работы, по оценке Шемякина, высокого профессионального уровня. Художники использовали самый разный материал: холст, картон, бумагу, дерево и кожу, фарфор, роспись по шелку, фотографию, рисовую бумагу… Работали тушью, акварелью, карандашом, маслом, присутствует и компьютерная графика. Один художник изобразил букву «Ф», другой - альфу и омегу, третий назвал работу «“М” как Малевич». Серия фарфоровых тарелок «Буквица». Картина «В начале было слово»… А вот работа самого Шемякина - цифровой принт «Извлечение Икса» (2003 год).

Как отметила куратор выставки Галина Михайлова, заместитель художественного директора «Фонда художника Михаила Шемякина», выставка состоит из более 60 разделов:

- Мы видим отдельные буквы, слова, тексты - зачеркнутый, перевернутый… Узнаваемый знак доллара - в работах российских и западных художников. Когда американский художник Энди Уорхол задумался над тем, что бы ему изобразить, один из его друзей подсказал: «Почему бы тебе не изобразить то, что ты любишь больше всего? Деньги!» Так и появились многочисленные изображения доллара в работах Уорхола. А вот новое звучание: наш соотечественник Леонид Ламм использует тот же символ, но появляются социалистические символы серп и молот.

DSC_9983

- Выставка посвящена интересной теме, - рассказал на открытии Михаил Шемякин. - Буква и текст в российском государстве испокон веков играли серьезную и важнейшую жизненную роль в прямом смысле слова: в сталинские времена за ошибку в газете (вместо Красная армия - Крысная армия, например) людей могли отправить в лагеря, расстрелять. И по сей день слово в России играет громадную роль. Хотя, когда мы последний раз встречались с Даниилом Граниным, он говорил, что слово потеряло свою силу: он выступает, серьезно говорит о трагедии, надвигающейся на Россию, его никто не слушает… Действительно, раньше у прессы было меньше свободы, поэтому мы привыкли к эзоповому языку. Если кто-то что-то чуть-чуть «вякнул» - это уже становилось сенсацией, а сегодня «вякают» налево, направо, по делу, без дела - и «всё смешалось в доме Облонских».

Но я занимаюсь другими проблемами: буква как эстетика, текст как определенные ритмические и несущие цветовые нагрузки, в холсте или в скульптуре. Так что выставка, в которой принимают участие ведущие российские художники, наравне с известными мастерами Запада - это очень интересный ход.

Сегодня публика должна раздумывать: а что автор хотел этим сказать? Наиболее серьезные работы, где смысловое значение еще не утрачено, на нашем вернисаже - конечно, у российских художников. Например, «Поговорки» Игоря Шелковского, и работы самого большого мастера слова и буквы Эрика Булатова, и Ильи Кабакова. Там есть смысл, действительно, серьезное послание - иногда трагическое, иногда ироничное, как у Кабакова, склонного к юмору.

DSC_9894

У нас довольно жесткий отбор. Члены комиссии, искусствоведы, не знают, кто представил картину, все художники - инкогнито, смотрим на экран и оцениваем. Это может быть молодой художник, пожилой или даже ребенок. Часто спрашивают, что меня привлекает в материалах на заданную тему? Профессионализм, эстетизм и гармоничность.

Вот буква «А». Художники «с большими тараканами в голове», разного возраста, из разных стран почему-то работали исключительно над этой буквой. Один выполнял это в металле, второй делал из грязных носков, третий - из огурцов, четвертый придумал великолепную каллиграфию, украшал букву попугаями… Когда я занимаюсь исследованием, то нет любви к одним мастерам или ненависти к другим, я абсолютно холоден, как хирург, оперирующий преступника или полицейского - разницы нет. А затем идет отбор: кто более интересен, и показываем, конечно, лучшее.

Михаилу Шемякину неизменно задают вопрос, есть ли у него на выставке любимые экспонаты. Художник отвечает:

- Как поет дон Мендоза: «…впрочем, в душе я все же рыцарь». А я могу спеть, что в душе - классик. Поэтому мне нравятся, прежде всего, старые алфавиты, где буква «А» разрисована гусиными перьями, имеет феноменальную форму, ритм. Знаменитые иллюминаты, где каждая буква играла громадную роль именно в плане эстетики: она выписывалась, раскрашивалась, делалась с любовью. Я всегда отдаю предпочтение красоте - считаю, что она играет определенную роль в формировании серьезного человека, гуманного прежде всего.

Выставка «Буква, слово, текст в искусстве» уже побывала в Новосибирске, Майкопе. В Петербурге она открыта до 24 апреля, а затем отправится в Калининград.

Ссылки по теме:

Книга — это еще и визуальный язык - ГодЛитературы.РФ, 29.01.2016