САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Илья Кормильцев. Последний нон-конформист

Проект «Иллюминатор»: книжный и музыкальный трибьют Ильи Кормильцева

Илья Кормильцев
Илья Кормильцев

Текст: Настасья Брицына

Фотографии предоставлены Константином Преображенским

На фото: Илья Кормильцев (справа) и Константин Преображенский

Имя Ильи Кормильцева памятно всем, чья юность пришлась на лучшие годы советского и, в частности, свердловского рока.


Один из вдохновителей Свердловского рок-клуба, поэт, чьи строки ушли в народ и воспринимаются как фольклор: «Ален Делон не пьёт одеколон». Перу Кормильцева принадлежат почти все тексты песен «Наутилуса Помпилиуса», также его стихи звучат в исполнении «Урфина Джюса», Насти Полевой, Егора Белкина.


Разочаровавшись на излете XX веке в рок-музыке, он резко изменил жизнь: переехал в Москву и стал издателем и переводчиком. Основанное им издательство «Ультра.Культура» по степени радикальности культурных жестов не только не уступало, а сильно превосходило рок-хиты «Скованные одной цепью» или «Гудбай, Америка». Благодаря Кормильцеву русскому читателю стали доступны Ник Кейв, Джон Толкин, Роальд Даль, Уильям Берроуз, Чак Паланик, Том Стоппард, Мишель Уэльбек. Но при этом он исчез из публичного пространства - песни «Наутилуса» стали ассоциироваться только с харизматичным фронтменом Вячеславом Бутусовым.

В 2007 году Илья Кормильцев внезапно скончался на 48-м году жизни от быстротечного рака, и в память о поэте было решено продолжить начатый еще при его жизни проект «Иллюминатор», цель которого - выпуск альбома-трибьюта на стихи Кормильцева и трехтомного собрания его сочинений. ГодЛитературы.РФ взял интервью у одного из организаторов проекта, Константина Преображенского, близкого друга и соратника Кормильцева. И, по неслучайному совпадению, - электронного издателя.

Как давно зародился проект «Иллюминатор»?

Константин Преображенский: С нулевых. Саша Самойленко создал музыкальный фестиваль «Иллюминатор», где ежегодно собирались все, кто интересуется творчеством Кормильцева. Но в этом году исполняется 30 лет Свердловскому рок-клубу, который трудно представить без Ильи. И это хороший повод камерный фестиваль сделать более массовым.


Теперь это будут не только концерты, мы выпускаем открытый трибьют и собрание сочинений Кормильцева.


Ведь при жизни Ильи официально вышли всего две его книги, а это далеко не все из написанного им, к тому же он все-таки был переводчиком.

Собрание сочинений будет трехтомным?

Константин Преображенский: Изначально мы хотели выпустить один сводный том, а когда стали постепенно собирать все материалы, выяснили, что творческое наследие Ильи очень немалое, одного тома не хватит точно. Решили, что логичнее сделать трехтомник.

И как обстоит дело с копирайтами?

Константин Преображенский:  Очень просто. У автора есть наследники, а мы заключили с ними договор. Большую помощь в поисках и работе с найденными текстами нам оказывает старший сын - Стас Кормильцев.

Составляя собрание сочинений, вы уже открыли для себя что-то ранее неизвестное из текстов Кормильцева?

Константин Преображенский: Мне кажется, очень интересная находка — неизданные переводы песен семнадцати альбомов группы The Rolling Stones. Увы, правообладатели на тексты пока не дали ответа на запрос о лицензии, и публикация под вопросом. Кстати, также Илья перевел 50 песен Led Zeppelin, вы их легко найдете в интернете.

Вы хотите посвятить памяти Кормильцева трибьют. А это правда, что он сам был первым, кто записал в русском роке трибьют?

Константин Преображенский:  Да, правда. Это было, когда «Наутилусу» исполнилось 10 лет (в 93-м году - ред.) Илья пригласил Гребенщикова, «Агату Кристи», «Настю», и они вместе записали трибьют на творчество Кормильцева. Но он не только здесь был первопроходцем. Мы с Ильей вместе работали над выпуском первого в России poк-CD-ROMа - CD-ROMа группы «Наутилус Помпилиус». Еще наш сайт «Наутилуса» - первый в России сайт рок-группы. Илья был очень заводным, живя мыслью, что все надо делать первым. Он профессиональный демиург, который толкал все дело, генератор идей, которые приятно было воплощать в жизнь.

Много ли желающих поучаствовать в новом трибьюте?

Константин Преображенский:  Да, в проекте участвуют активно. Новые песни уже записали «Чайф», «Танцы Минус», «Кукрыниксы». Мы постепенно набираем обороты.

В 1997 году распадается «Наутилус Помпилиус». Что происходит в жизни Кормильцева? Почему именно тогда начинается эпоха Кормильцева-переводчика, Кормильцева-издателя, а Кормильцев-поэт как бы отходит на второй план?

Константин Преображенский:   Распад группы Илья переживает болезненно. Он не только материально зависел от «Наутилуса», ему было очень просто голосом Бутусова доносить свои идеи. То, что он творил в башне из слоновой кости, в эмпиреях, потом озвучивал Бутусов, поэтому у них с Ильей был действительно удачный тандем. У Ильи, благодаря группе, не было проблемы популяризации собственного творчества. А после распада «Нау» он даже скажет, что больше не востребован, как поэт, и перестанет писать. Но здесь важно понять, что просто настали другие времена. Его тексты стали слишком острыми, перестали соответствовать ожиданиям публики, и Илья переключился на переводческую деятельность, чтобы быть востребованным.

И ведь тогда Кормильцев увлекается трансперсональной психологией, читает Станислава Грофа, начинает авангардный проект «Чужие» с Олегом Сакмаровым? Все-таки поэт в нем не умирает...

Константин Преображенский:  Конечно. Илья работает с Олегом, Алесей Маньковской, но это работы уже другого масштаба. Илья уходит от «попсы» «Наутилуса» (но, разумеется, «попсы» в широком смысле, «попсы» как популярной музыки), потому что меняются времена.

Кормильцев - это поколение Гребенщикова, Шевчука, Кинчева - поколение тех, кто использовал неофициальные, неформальные возможности для решения творческих задач. Они стали властителями дум на период перестройки. И Кормильцев - один из этого ряда, один из выдающихся деятелей поп-культуры. Но Илья оказался очень глубоким человеком, и ему «попсы» было мало. Он действительно обладал энциклопедическими знаниями, владел несколькими европейскими языками, и хотел этими знаниями делиться. Но просто высказывать свои мысли в кругу друзей - неплодотворно, идеи надо доносить. Сначала их доносила группа «Наутилус», а когда ее не стало, Илья, как технократ, не связываясь с государством, основывает свое издательство.

Вы говорите об издательстве «Ультра.Культура». Многие не одобряли то, чем Кормильцев занимался в последние годы, в том числе и деятельность этого издательства, у которого была довольно скандальная история. А как вы сейчас относитесь к «Ультра.Культуре»?

DSCN0646

Константин Преображенский:  Конечно, положительно. Не зря лозунг этого издательства был: «Книга как оружие». Сейчас мы наблюдаем плоды того, что в свое время заложил Кормильцев сотоварищи, начав печатать актуальные тексты, которые сильно опережали свое время и были совершенно непонятны. Ну, представьте, в стране «разруха», в головах еще больше разруха, и желание читать философскую литературу уже отбили с советских времен. А Кормильцев сотоварищи это желание возродили - в этом их огромная заслуга. Причем использовали они несколько эпатажные, но очень действенные методы популяризации. Вот однажды, например, во время ММКВЯ они арендовали самолет, стоящий как экспонат рядом с павильоном, где проходила ярмарка (в сам павильон их якобы не пустили), обклеили его яркими баннерами и устроили там выставку-продажу «Ультра.Культуры».

А все эти судебные дела в отношение издательства заводились без особого разбирательства, зачастую по незнанию, из-за эпатажных заголовков статей и книг. Ныне забытые представители госмашины использовали свои административные возможности и, не вдаваясь в тонкости отдельных решений суда, начинали процессы по запрещению вообще всех книг "Ультракультуры" в магазинах. Но ведь эти книги теперь стоят на полках вполне одиозных государственных деятелей. И, видимо, внимательно изучаются.


Есть такой таинственный факт в биографии Кормильцева, как принятие им ислама перед смертью.


Зачастую это даже расценивается, как одно из проявлений его нонкорфомизма: обратиться в ту веру, которая в наш век подвергается таким нападкам...

Константин Преображенский:  Насчет принятия ислама я очень сомневаюсь. Интерес к вере и обращение в нее - разные вещи. Илью всегда увлекали религиозные вопросы, тем более, как человека, желавшего все пощупать и все ощутить. Он достаточно поздно крестился, в конце 1990-х - в его жизни тогда наступило время, когда он стал убежденным неофитом. Вспомните, например, его «Апостола Андрея», который «доставал из воды пескарей». Затем, в последние годы, он действительно увлекся исламом. У него был настоящий познавательный интерес. В общем, ответить на этот вопрос однозначно нельзя, потому что свидетелей нет. Точнее, есть один, но он лицо заинтересованное.

А есть ли у вас любимые строчки из стихов Кормильцева?

Константин Преображенский:  Ну, они достаточно популярны и прозвучат банально: «Это музыка будет вечной, если я заменю батарейки». То, что мы на памятнике написали. В этих строчках весь Илья, мне кажется. Здесь и музыка, и вечность, и даже претензия к этой вечности: «если Я заменю батарейки».

ИК_и_я_Рублево
А Вы планируете провести в ближайшее время еще какие-нибудь творческие акции, посвященные Кормильцеву?

Константин Преображенский:  Еще параллельно с нашим проектом Александр Кушнир делает беллетризованную биографию Кормильцева, а мы ему помогаем. Все вода на одну мельницу. Кушнира можно назвать архивариусом русского рока. Он уже сделал беллетризованную биографию Курехина, написал rock-book о «Наутилусе», сейчас также читает лекции о Кормильцеве.

А на какой стадии находится собрание сочинений Кормильцева, которое составляет «Иллюминатор»? Насколько мне известно, первый том уже в верстке?

Константин Преображенский:  Да, уже в верстке. Знаете,


работая над собранием сочинений, мы столкнулись с множеством интервью, эссе, стихов Ильи, которые оставались разрозненными, ведь никогда не было систематизации его философии.


А теперь интересно составлять мозаику цельного образа Кормильцева и тех философских идей, которые он отстаивал. Сейчас все читается заново, и заново в его текстах открывается последний нонконформист эпохи 1980-2000-х. Ярый, классический, бескомпромиссный. Человек, который умер молодым. Именно что «жил быстро и умер молодым» - это как раз про него.

Страница проекта «Иллюминатор» на краудфандинговой платформе «Планета»

Ссылки по теме:

Музыкальная археология и анархия в Сибири

Поэзия и музыка встретятся в саду «Эрмитаж»

И музыка, и слово

P1010024

Гражданские специальности» русских писателей

DC250509

Кормильцев. Тексты — запущен сбор средств на собрание сочинений одного из самых известных российских рок-поэтов Ильи Кормильцева, 16.04.2016

Сайт по теме:

Сбор средств на «Планете»