САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Смехов прочел Искандера

В Третьяковской галерее на Крымском Валу прошел последний вечер цикла «Антология рассказа»

Смехов прочел Искандера
Смехов прочел Искандера

Текст и фото: Екатерина Зайцева

8 декабря в Третьяковской галерее на Крымском Валу в рамках проекта «Четверги допоздна» прошел последний вечер «Антологии рассказа». Посетители галереи уже слушали произведения таких авторов, как Михаил Зощенко, Варлам Шаламов, Александр Солженицын, Василий Аксенов. Завершил плеяду писателей предыдущего столетия Фазиль Искандер. Зрители прослушали рассказы «Начало» и «Лов форели в верховьях Кодора», которые прозвучали в исполнении актера Вениамина Смехова — признанного мастера художественного чтения.

Для чтений организаторы выбрали зал Марка Шагала, чьи картины, можно сказать, перекликаются с творчеством Искандера. Когда начинает звучать его проза, кажется, что нет ничего естественнее, чем шагаловские зеленолицые скрипачи и розововолосые женщины, воздевшие руки к небу, будто заклиная дождь.

Перед началом чтений выступила с лекцией литературовед, исследователь творчества Искандера Наталья Иванова. Она рассказала об особенностях творчества писателя и его литературном пути, подчеркнув, что рассказы Фазиля Искандера, публиковавшиеся в журнале “Новый мир” и газете “Неделя”, часто выбивались из общего ряда цензурно “приглаженных” произведений, привлекали внимание читателей — например, повесть “Созвездие Козлотура”, написанная с тончайшей иронией на “кампании” по поднятию уровня советского сельского хозяйства.

“В основе творчества Искандера лежит эзопов язык. Читатель как бы заключает договор с писателем, когда берет в руки его книгу, — он знает, что будет сложно”, - говорит Наталья Иванова.

Искандеру не раз удавалось уходить от цензуры. В рассказе “Летним днем” под видом немецкого гестапо он явно пишет о КГБ, а в облике немецкого «добропорядочного гражданина» отчетливо виден советский диссидент. “Искандер говорит о том, как трудно быть порядочным человеком во времена доносительства и всеобщего страха”, - заявила Наталья Иванова.


Главная черта творчества Искандера, по ее мнению, - сочетание смешного и грустного, а также изображение смеха как лучшего лекарства против страха.


Не случайно свою книгу, посвященную Искандеру, она так и назвала: “Смех против страха”.

“Смех, слезы, лирика — это все Искандер. Это дарование очень большого масштаба... Он хорош и как лирик, и как эпик, рассказчик, портретист. Его проза похожа на матрешку, это рассказ в рассказе, многослойность, из которой и рождается искандеровский мир. По манере работы он напоминает Гоголя, который писал об Украине, находясь в Петербурге. Искандер писал о солнечной Абхазии в промозглой Москве, воссоздавая страну через воспоминания о ней. Иногда ему требовалась подпитка, и тогда Искандер ездил в Абхазию, - рассказывает Наталья Иванова. -


О себе он говорил так: «Я русский писатель, но певец Абхазии».


Вениамин Смехов перед тем, как начать читать, напомнил: “Фазиль Абдулович видел спасение в улыбке тогда, когда смеяться нечему”.

Актерское чтение Вениамина Смехова — это работа мастера. Сначала чувствуешь себя ребенком, которому читают на ночь сказку небыстрым, мягким, успокаивающим голосом, потом, по мере развития сюжета, взрослеешь. Чем дальше — тем звучнее и быстрее голос чтеца, которому словно не терпится “выстрелить” сердцевиной рассказа, выплеснуть его суть в зрительный зал.

В процессе чтения незначительные, казалось бы, детали приобретают огромное значение. Связка свежепойманной форели, ветка, густо облепленная ежевичными ягодами, вызывают у автора чувство наслаждения; вид молодой женщины, матери шестерых детей, - восхищение. А блистательная ирония в рассказе “Начало” заставляет зал не улыбаться, а хохотать над то напускной, а то истинной наивностью героя.

По традиции вечеров “Антологии рассказа” чтения завершились демонстрацией картины “художницы с мужской харизмой” Татьяны Назаренко “Казнь народовольцев”. Картина на «революционную» тему получила официальное одобрение, премию Московского горкома ВЛКСМ. Цензура просто не заметила, что, изображая казнь пятерых участников успешного покушения на Александра II, художница, вопреки исторической правде, не «вешает» им на грудь таблички «цареубийца», потому что отталкивается от современного контекста - в частности, от “демонстрации семерых” против ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году. Такая игра смыслов — вполне в духе Искандера.

Смехов прочел Искандера

Ссылки по теме:

Фазиль Искандер. Поэзия дома, 04.03.2016

Ушел из жизни писатель Фазиль Искандер, 31.07.2016

Фазиль и его окрестности, 02.08.2016

Эпическая традиция, 31.07.2016