Текст: Яна Ларина
Картинка "Три грации" Элизы Паскуини со страницы poptale.blogspot.ru
«Международный женский день» был учрежден как «день солидарности трудящихся женщин в борьбе за равенство прав и эмансипацию». Надо признать, что со времени его возникновения женщины добились впечатляющих результатов в освоении некогда «мужских» прав и профессий — в наши дни они есть среди военных, ученых, космонавтов, врачей, писателей.
Но, конечно, настоящие феминистки и даже суфражистки существовали задолго до появления этих звучных слов. И независимо от них.
Татьяна Матасова. Софья Палеолог. - М.: Молодая гвардия, 2016.
Когда Софья Палеолог стала невестой великого князя Московского Ивана III, ей пришлось пройти нелегкий путь. В прямом смысле — дорога из Рима в Москву была неблизкой и утомительной — и в переносном. Стала ли Софья своей в Московии? Действительно ли она привезла в сундуках с приданым яды и древние рукописи, которые составили основу знаменитой и недосягаемой библиотеки Ивана Грозного? Впрочем, мы увидим не только великую княгиню, но и женщину, ведь политическое значение брака Софьи Палеолог с Иваном III - отнюдь не главное в книге. В ней изложены не только привычные для серии ЖЗЛ «анкетные данные» бабушки Ивана Грозного — время и место ее рождения, рост (!), образование и родословная. Поскольку Софья Палеолог после завоевания Византии турками и смерти своего дяди-императора прожила семь лет в Риме, в ее биографии рассказывается также, чем питались жители Вечного города эпохи расцвета Возрождения, как выглядел обряд обручения per procura, то есть заочного обручения «по доверенности». И даже - какие женские фигуры тогда считались красивыми. Намекнем: итальянцы — всегда итальянцы.
Варвара Пономарева, Любовь Хорошилова. Мир русской женщины: семья, профессия, домашний уклад. XVIII — начало XX века. - М.: ЛомоносовЪ, 2016.
Несмотря на «уютное» название, на самом деле авторы рассказывают не только о том, как преображался со временем образ женщины-матери, женщины-жены и женщины-работницы в России. Изменение положения женщины отражает, как менялось общество и страна в целом. Еда и одежда, образование и воспитание детей, формы досуга и привычки, семейная иерархия, отношение к смерти, запретные темы — все эти сюжеты затронуты в книге, которую с уверенностью можно назвать энциклопедией русского быта. При этом обошлось без идиллических крестьянских пасторалей и отполированных до блеска парадных дворянских гербов.
Ирина Опимах. Художницы, музы, меценатки. - М.: ЛомоносовЪ, 2017.
Пока живопись и роспись соборов были практически синонимами, женщины не могли профессионально заниматься художеством: считалось, что лазить по лесам — «не женское дело». После того как художники в прямом смысле слова вышли из церквей, стало полегче. Но ненамного. В первой части этой книги собраны биографические очерки о женщинах, которые, несмотря на все трудности, связали свою жизнь с искусством. Некоторые из них известны, как Берта Моризо или Наталья Гончарова. О других, например, об ученице Микеланджело Софонисбе Ангиссоле или «повивальной бабке абстракционизма» Марианне Веревкиной, читатель, возможно, узнает впервые. Впрочем, Ирине Опимах нашлось что рассказать даже о знаменитой Вере Мухиной. Вторая часть книги посвящена женщинам, чью роль в искусстве можно счесть более традиционной: роль муз и покровительниц.
Агата Кристи. Автобиография. / Пер. с англ. В. Чемберджи, И. Дорониной. — М.: Эксмо, 2016.
Эта автобиография — не рассказ о пути к миллионным тиражам и титулу «королевы детектива». А весьма личные воспоминания и размышления умудренной жизнью женщины о семейном счастье и житейских неудачах, о воспитании детей и выборе творческого пути. В то же время в воспоминаниях Агаты Кристи передана атмосфера викторианской Англии, в которой единственная повариха готовила ужин из нескольких блюд на восемь человек, для заграничного путешествия требовались только билеты, но перед поездкой по железной дороге обязательно надевали чистое белье на случай крушения. Агата Кристи пережила две мировые войны и развод, участвовала в археологических раскопках древних городов на территории Сирии и Ирака наравне с мужчинами, вышла замуж за человека на пятнадцать лет моложе себя… и доверительно рассказала об этом.
Великая княгиня Ольга Александровна. 25 глав моей жизни. - М.: Кучково поле, 2017.
Ольга - младшая из детей Александра III, она была на 14 лет моложе своего несчастного брата Николая и пережила его на 42 года, скончавшись в 1960 году, хотя жизнь ее отнюдь не была безоблачной. Она добилась развода (почти что скандального) с принцем Ольденбургским, вышла замуж за простого офицера и родила первенца летом 1917 года в Крыму, где им пришлось вести жизнь весьма суровую не только по великокняжеским, но и просто по интеллигентским меркам. Перебравшись в Канаду, она зарабатывала на жизнь кистью, став профессиональным художником (привет Софонисбе!). На русском языке ее мемуары выходят впервые. Ее воспоминания о детстве, семейных праздниках и отношениях, играх и привычках, запахах и звуках рисуют личную жизнь царской семьи в Гатчине и Крыму, Петергофе и датском Фреденсборге. Безусловно, это не воспоминания частного лица. В книге говорят и действуют видные государственные деятели на фоне исторических событий. Но представляет их Ольга Александровна, именно она дает свой ответ на вопрос о том, кем был Распутин или почему началась Первая мировая война. Отличающийся, скажем, от уже опубликованных «ответов» великого князя Александра Михайловича (дяди Николая II) и его зятя Феликса Юсупова.