Текст: Фёдор Косичкин
Князь Вяземский — нетипичный русский поэт. Потому что ему пришлось решать три проблемы, русским поэтам обычно не свойственные.
Во-первых, он, потомок удельных князей, владельцев Вязьмы, единственный сын действительного тайного советника (второй чин в табели о рангах после канцлера), был от рождения невероятно знатен и чрезвычайно богат. «Тоже мне, проблема!» — скажет современный человек. Для поэта — проблема. Потому что
всё, что он ни напишет, будет изначально восприниматься как блажь богатого и праздного дилетанта.
Достаточно вспомнить стихи современных министров и олигархов — может, и не самые плохие, но изначально обреченные на ироничное неприятие. Не от этого ли взялись чудовищные карточные проигрыши его молодости? Он словно подсознательно стремился избавиться от своего сверхпривилегированного положения, «поиметь головняки». «Мне нужно было «кипятить свою кровь на каком огне бы то ни было, и я прокипятил на картах около полумиллиона», — спокойно вспоминал он в зрелые годы. Это при том, что, напомним, «огромные долги Пушкина», приведшие в конечном счете к дуэли, не достигали в общей сложности, от ростовщика до зеленщика, и ста тысяч…
Вторая «проблема» - Вяземский, участник войны 12-го года, не чуравшийся пирушек и возможных дуэлей, отличался отменным здоровьем и, в отличие от своих собратьев по перу, каким-то благорасположением рока.
Он дожил до глубокой старости — 86 лет, умерев в 1878 году. Только представить:
старший товарищ Пушкина, яростно споривший с ним о судьбах русской литературы (свидетели этих споров на всю жизнь запомнили их необыкновенный накал), с восхищением упоминаемый (дважды!) в «Онегине», успел со вниманием прочесть «Войну и мир» «Анну Каренину» и все романы Достоевского, который пережил его всего на три года...
Вяземский сам осознавал странность (чтобы не cказать «неприличие») своего положения. И его поздняя лирика — это как раз рефлексия на эту тему. Достаточно вспомнить стихотворение «Я пережил и многое и многих…», хорошо известное сейчас с голоса Валентина Гафта как романс из фильма «О бедном гусаре замолвите слово…»
Но князь Вяземский — и это третья проблема — писал не только грустные романсы и восторженные стихи о первом снеге. Но и яростную сатиру, которую, публикуй он ее сейчас, особенно где-нибудь в фейсбуке, однозначно сочли бы «русофобской».
Бог метелей, бог ухабов,
Бог мучительных дорог,
Станций — тараканьих штабов,
Вот он, вот он русский Бог.
Но, повторяем, это пишет не «попович», не «образованщина», а природный князь, интеллектуал, настоящий барин. Тот самый аристократ, на нехватку которых сейчас часто сетуют.
Он писал:
«Что есть любовь к отечеству в нашем быту? Ненависть настоящего положения. В этой любви патриот может сказать с Жуковским:
В любви я знал одни мученья.
Какая же тут любовь, спросят, когда не за что любить? Спросите разрешения загадки этой у строителя сердца человеческого. За что любим мы с нежностию, с пристрастием брата недостойного, сына, за которого часто краснеем?»
Так что, можно сказать, князь Петр Андреевич Вяземский — поэт очень актуальный.
Из коллекции Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ)
1. П. А. Вяземский. "К Жуковскому". Послание. Стихотворение. Автограф. 1812. ф. 195 оп. 1 ед.
хр. 855. РГАЛИ.
2.
П. А. Вяземский. "К Жуковскому". Послание. Стихотворение. Автограф. 1812.
ф. 195 оп. 1 ед.
хр. 855. РГАЛИ.
3.
П. А. Вяземский. "К Жуковскому". Послание. Стихотворение. Автограф. 1812.
ф. 195 оп. 1 ед.
хр. 855. РГАЛИ.
4.
П. А. Вяземский. "К Жуковскому". Послание.Стихотворение. Автограф. 1812>. ф. 195 оп. 1 ед.
хр. 855. РГАЛИ.
5. П. А. Вяземский. "К Жуковскому". Послание. Стихотворение. Автограф. 1812. ф. 195 оп. 1 ед.
хр. 855. РГАЛИ.
6. П. А. Вяземский. "Песнь на день рождения Государя Императора Александра I". Стихотворение. Автограф. [не ранее 1812]. ф. 195 оп. 1 ед. хр. 860 л. 3. РГАЛИ.
7. Ордер Московского ополчения 1-го Казачьего конного полка господину поручику князю П. А. Вяземскому о награждении его за отличную службу орденом Св. Владимира 4-й степени с
бантом за подписью генерала М. А. Милорадовича. 7 декабря 1812. ф. 195 оп. 1 ед. хр. 601 л. 1. РГАЛИ.
8. Фотография П.А. Вяземского. С пояснительной надписью П.А. Вяземского. Июнь 1875. ф. 195 оп. 1 ед. хр. 6468 л. 1. РГАЛИ.
9. Портрет князя Петра Андреевича Вяземского (по поводу сотой годовщины со дня рождения). Гравюра Ю. Шюблера. [1892]. ф. 553 оп. 1 ед. хр. 1394 л. 65. РГАЛИ.
Ссылки по теме:
Письмовник. Вяземский — Александру Тургеневу - 15.10.2016
Чернышевский и Вяземский открылись по-новому - 28.07.2015
Строки дня. Пётр Вяземский - 08.07.2015
Литература в натуре - 22.05.2017
Трое в кибитке Петербург — Москва - 05.10.2016