САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Ridero. «Авторов действительно очень много…»

Интервью с одним из основателей проекта, претендующего на то, чтобы перевернуть издательский мир

Мнтервью: Александр Смолин *

Фото Алексея Кулакова предоставлено пресс-службой Ridero

Одним из «прорывов» ММКВЯ-2017 стало активное присутствие на нем самоиздательской системы Ridero. Созданный всего четыре года назад московско-екатеринбургский (а теперь уже и международный) стартап не только был представлен в этом году, подобно гигантам книжной индустрии, отдельным павильоном, на котором постоянно проходили встречи с авторами, семинары и лекции, но и объявил о запуске двух «импринтов» - именных серий, ведомых известными писателями Романом Сенчиным и Павлом Крусановым. Кроме того, в этом году Ridero оказался встроен в цикл новой литературной премии с крупным призовым фондом — молодёжной премии «Лицей». После оглашения шорт-листа были оперативно — но при этом весьма качественно — напечатаны в количестве десяти экземпляров все работы финалистов. Которые получили их прямо на сцене в день подведения итогов — вещь, технически немыслимая в традиционном издательстве!

И, как рассказал «Году Литературы» один из его создателей Алексей Кулаков, этим амбиции «новых гутенбергов» далеко не исчерпываются.

Какие из достижений Ridero вы можете назвать главными на данный момент?

Алексей Кулаков Мы сформировали рынок селф-паблишинга в России. Mы ставим больше всех наименований книжек. Примерно 15 тысяч за последний год.


Мы дали возможность авторам бесплатно начинать продажи книжек в бумажном и электронном виде.


У нас лучшая система автоматической верстки. Вот примерно так.

А над чем работаете? Что хотели бы изменить?

Алексей Кулаков Давайте немножко расскажу историю. Изначально Ridero появилась как онлайн-верстка. Потом авторы фактически заставили нас заняться их продвижением. Сейчас мы активно работаем над импринтами. Это облачные решения для издательств. Также работаем над цифровым магазином. До сих пор наша массовая дистрибуция была в сторонних магазинах, а теперь есть магазин «принт-он-деманд», то есть печать по требованию. А еще у Ridero появились подробные категории в поиске. Мы только что обновили наш магазин, сейчас его улучшаем.

Количество впечатляет. А что с качеством? Ведь для писателя-дебютанта важно, чтобы его хотя бы заметили, чтобы у него была хоть какая-то аудитория, а у вас на сайте я увидел информацию о более чем 100 000 авторах. Как уж здесь каждого заметить!

Алексей Кулаков Это зарегистрировались 100 000. Издалось меньше. Но авторов действительно очень много, правда, у меня нет цифр под рукой. Тут дело не столько в Ridero, сколько вообще в изменившемся ландшафте. Смысл в том, что в современном книгоиздании больше получает тот, кто умеет формировать свое собственное комьюнити. Где бы вы ни продавались, на «Амазоне» или на «ЛитРесе», — вы книжку написали, но она сама по себе известной не стала. Это проблема книгоиздательского рынка, а не нашего сервиса. Продажи в офлайновых магазинах падают очень быстро. Можно найти массу причин. Люди научились покупать в интернет-магазинах, пиратить книжки, по-всякому. Все привело к тому, что бестселлеры продаются хорошо, книжек с маленьким тиражом стало гораздо больше. А серединка провалилась, но не у нас. Средний тираж падает последние годы.


Успешные авторы — те, которые собирают аудиторию «ВКонтакте», на фейсбуке;


наше продвижение — только мультипликатор. И это не только на российском рынке, но и на мировом. Мир изменился.

Технология «принт-он-деманд». Насколько она популярна? Спрос рождает предложение или предложение рождает спрос?

Алексей Кулаков Представьте, что вы — маленькое издательство. У вас сплошные проблемы, потому что вы берете деньги и замораживаете их в тираже. При этом про тираж никто ничего толком не знает. Потому что вы его отправили дистрибьюторам, у тех тоже дела идут не волшебно. И деньги к вам, возможно, вернутся через год. А неуспешные тиражи деньги не вернут. Когда вам приносят новую книжку, вы очень боитесь ее издавать, потому что если вы промахнетесь, то ее никто не купит. С одной стороны, мы понимаем, что новый бестселлер будет не такой, как предыдущий, будет новый феномен. С другой стороны, когда вам приносят что-нибудь непохожее на предыдущий формат, это увеличит ваш риск. А благодаря этой технологии вам не нужно деньги в тираж вкладывать. Соответственно, это нужное изобретение для рынка.

И такая практика сейчас более распространена, чем классическая?

Алексей Кулаков Понятно, что книжек принт-он-деманд издается мало. Процент я не назову, потому что никто толком не знает общий объем. Но его популярность и в мире, и в России быстро растет. Он издательству нужен для того, чтобы найти новых звезд. Мы всегда радуемся истории успеха наших авторов и всегда на его стороне. Когда нашему автору хорошо, мы такие: «Ура! Ура!»

Насчет ваших импринтов. Запущено два. А вы заявляли на выставке, что в планах у вас еще «пара десятков». Можете поделиться, что это за импринты?

Алексей Кулаков У нас есть два первых импринта, у Сенчина и у Крусанова. Они как детекторы. Их сделали, чтобы попробовать. Сейчас новые готовятся по нашей инициативе, ведутся переговоры. Пока не буду говорить, с кем.

Вы можете в целом сравнить Ridero с другими проектами селф-паблишинга за границей, например, с американским Lulu.com?

Алексей Кулаков «Лулу» гораздо раньше нас появился. У него поэтому больше аудитория. Американский рынок больше русского. У «Лулу» нет такого уровня полиграфии, он печатает без какой бы то ни было дополнительной обработки. Если совсем грубо говорить — у них робота-верстальщика нету. У «Лулу» такого качества, как у нас, бесплатно не получить, а цены на дополнительные услуги у них всегда выше.

Качество печати, оформления, дизайна Ridero, чем оно уступает качеству российских гигантов?

Алексей Кулаков Если мы говорим о простой книжке — ну, проза, где картинки простые вставлены в полосу, то это — нормальная, хорошая верстка, как у среднего верстальщика. Понятно, что наш робот верстает хуже талантливого верстальщика, если у вас есть звезда дизайна, весь из себя креативный, он может себе позволить больше средств, более сложную верстку, и так далее. Мы палитру форматов собираемся расширять в этом году, ну и вообще апдейтить.


Наш робот в среднем делает не хуже, быстрее… и бесплатно.


 
Ridero.ru

Ранее по теме:

1

Александр Смолин, студент факультета Международной журналистики МГИМО, vk.com