Инна Назарова, г. Павлодар, Казахстан. Музей Павла Васильева
Он погиб в возрасте двадцати семи лет. Рано и трагически, как Лермонтов. Он был далеко не ангелом и совсем не героем. Он был всего лишь поэтом колоссального таланта, шагнувшим в литературу звонко, стремительно… Его не успели узнать современники, а потом его запретили на долгих 20 лет. Но остались 12 поэм и сотни стихов.
Павел Васильев, человек трагических ошибок, сильных страстей и неуемного жизнелюбия, соединивший в своем творчестве Европу и Азию, русскую душу, казачью вольницу и казахские степи. Его «творческой колыбелью» стал «ястребиный город» Павлодар, здесь прошло его детство, отсюда «шагнул он в большую литературу, в бурную и короткую жизнь».
Павлодар стоит на высоком правом берегу Иртыша, откуда открываются прекрасные картины: пойма, кленовые и тополиные околотки, заливные луга… Именно по Иртышу в 13 лет отправился с одноклассниками в экспедицию на Алтай Паша Васильев. Возможно, тогда и родились в душе будущего поэта фантастические образы, понимание, что природа — это чудесный и необъятный храм, в котором всё прекрасно.
Широкие прямые улицы Павлодара уходят как бы в никуда. Горизонта не видно, а над крышами домов сразу начинается небо. Здесь, в исторической части Павлодара, на пересечении улиц Чернышевского и Достоевского, находится бревенчатый пятистенник с небольшими окнами, с тесовыми воротами и палисадником, построенный на месте купленного за 500 рублей старыми ассигнациями в рассрочку мелким лавочником Матвеем Васильевичем Ржанниковым (дедом будущего поэта). Это единственный в СНГ дом-музей Павла Васильева.
Тут будто остановилось время... Все как было в начале XX века… И воображение рисует задумчивого подростка, сидящего в вольтеровском кресле за ломберным столиком и записывающего под мерное тиканье старинных часов «Сказки чернильного деда забавные…», а на окне - цветущая герань…
И хотя кругом современные посторойки, можно попробовать представить тропинку, уводящую к задумчивому течению Иртыша. Город расступается... А за другим берегом сливаются степь и небо, вечность… Вот так эта даль же глядела в глаза юному Павлу Васильеву. И он ее слышал, видел и одушевлял. Отсюда в его поэзии метафорическая песнь природы, что обычно называют симфонией жизни, и фотографическая точность отображения времени и места, человека и истории.
Ежегодно проводятся в Павлодаре «Васильевские чтения». В канун столетия поэта удалось создать 2-томное собрание сочинений.
В доме-музее Павла Васильева в городе Павлодаре не удивляются, когда их просят отправить сборник стихотворений в Великобританию, Германию, Израиль, Италию.
«Читайте стихи Васильева. Они помогут нам выжить в каменных и виртуальных городах, обнажённой подошвой почувствовать тепло родной земли, они научат любить даже там, где царят ненависть и предательство» (Л. И. Мартынова). Есть ли для нас сегодня что-нибудь более важное, более необходимое?
Все работы шорт-листа здесь.