САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

В Перми наградили создателей балета об Ахматовой

Также были оценены выставка о травелоге и вокальный цикл на духовные стихи старообрядцев

Текст: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь

Фото: Илья Букирев/«Балет Евгения Панфилова»

В краевом центре вручили премии Пермского края в области культуры и искусства за 2016 год (да, все верно, 2016-й).

В номинации «Новый творческий продукт/произведение искусства» отмечен композитор Игорь Машуков за музыку к балету «Реквием по Анне», навеянному «Реквиемом» Анны Ахматовой и состоящему в репертуаре театра Евгения Панфилова. 

Воплощение от первоначального замысла отделяло двадцать шесть лет. Вдохновиться трагической поэмой Ахматовой предложил Машукову сам Евгений Панфилов еще в 1990 году; название — «Реквием по Анне» — придумал он же. Композитор сочинил музыку, однако хореограф уже переключился на другие замыслы, и тот балет тогда не был поставлен.

Рожденную музыку автор переработал в пьесу для скрипки.

Прошло время, наследник покойного Панфилова в руководстве коллективом Сергей Райник вспомнил о давнем намерении и заинтересовался возможностью вновь обратиться к нему. Благо в труппе была солистка, внешностью напоминавшая знаменитую поэтессу. 

В основу легла четвертая прелюдия ми-бемоль минор Александра Скрябина, которой Машуков сделал десять вариаций; эта музыка — ровесница писательницы. Звуковое полотно обогатили запись парада на Красной площади от тридцатых годов и голос Анны Андреевны:

И упало каменное слово

На мою еще живую грудь.

Ничего, ведь я была готова,

Справлюсь с этим как-нибудь.

У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

Также в исполнении самой Ахматовой приведены "Музе" и "Творчество".

Ролик спектакля можно посмотреть здесь

Путь к зрителю другой литературно-музыкальной композиции, «Стихи Чердыни Великой» из репертуара ансамбля краевой филармонии «Хорус-квартет», снискавшего премию в категории «Пропаганда и продвижение искусства», также был долог и непрост. 

В ее основе - народные духовные стихи и напевы, бытовавшие на севере нынешнего Пермского края преимущественно в деревнях староверов, по мнению специалистов, с XVII века. Бесхитростные размышления о душе, о жизни и смерти, фольклорные версии библейских сюжетов были записаны будущими на тот момент композиторами Игорем Ануфриевым и Валерием Грунером еще в восьмидесятые годы; позднее Ануфриев претворил их в вокальный цикл. Впервые он был исполнен другим квартетом, «Кантус», один лишь раз в середине девяностых.

Готовя вторую редакцию, Ануфриев включил фрагменты эссе и размышлений крупного отечественного ученого, филолога, библеиста, переводчика и поэта Сергея Аверинцева, а также писаний старца, инока Пантелеймонова монастыря на Афоне Силуана Афонского, и его духовного последователя архимандрита Софрония. 

В записи концертную программу можно посмотреть здесь

За «Сохранение и популяризацию культурного наследия» поощрен искусствовед Игорь Мартынов, заведующий сектором западноевропейского искусства Пермской государственной художественной галереи, осуществивший проект «Прошлое начинается сегодня. Незаконченная история русского культурного травелога». Состоял тот из двух выставок:  «Гомер — Вергилий — Овидий. Русское время античности» и «Из дальних странствий возвратясь» (за отправную точку были взяты «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина).

Также премии Прикамья удостоена популярный российский композитор Лора Квинт за музыку к водевилю «На всякого мудреца довольно простоты» по одноименной пьесе А. Н. Островского, поставленному в «Театре-Театре» (режиссер-постановщик этого спектакля Борис Мильграм и аранжировщик Татьяна Виноградова, также сыгравшая Глафиру Глумову).