Текст: Михаил Визель
Фото: Natsbest.ru
Ha фото: Бессменный ведущий церемонии Артемий Троицкий тоже добавляет ей духа респектабельного андеграунда
26 мая на Новой сцене Александринского театра жюри из пятерых весьма творческих личностей предстоит выбрать победителя литературной премии «Национальный бестселлер» 2018 года. Премия эта важна и интересна по многим причинам. Во-первых, теперь, после очередного схлопывания «Русского Букера», закрытия «Русской премии», «Дебюта» и, только что, «Поэта», - это старейшая из «денежных» русских литературных премий. Во-вторых, она единственная из них с устойчивой петербургской пропиской. И в-третьих, что, возможно, прямо вытекает из второго, единственная, все время своего существования, а это уже, на минуточку, 18 лет, делающая ставку на эстетический радикализм и нелицеприятный «гамбургский счет», не считающийся с тем, что «принято у приличных людей». Достаточно напомнить, что в 2002 году «национальным бестселлером» был объявлен скандальный «Господин гексоген» одиозного Проханова, в 2004-м - хитромудрое ДПП (NN) Виктора Пелевина, не считавшегося в ещё в то время «серьезным писателем», а в 2008-м - «Грех» брутального Прилепина. Конечно, в том, что «Нацбест» обрел собственную узнаваемую физиономию, огромную роль сыграл его вдохновитель - Виктор Топоров, но и после его кончины в 2012 году премия не растеряла весомости и азарта.
Один из основополагающих компонентов этого азарта - приглашение в «малое жюри», которое, собственно, и выбирает победителя, людей, зарекомендовавших себя в различных областях, но не в литературе или, хуже того, литературоведении. В 2018 году это:
- Дмитрий Кузнецов, более известный как рэпер Хаски;
- главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов;
- художник Татьяна Ахметгалиева;
- актер Петр Семак;
- французский литературовед Элен Мела;
- писатель, лауреат «Нацбеста-2017» Анна Козлова.
Председателем Малого жюри литературной премии «Национальный бестселлер» в этом году стал банкир Артем Оболенский. Его функция - сказать свое решающее слово, если возникнет равенство голосов.
Участие в жюри Козловой и Мела может показаться нарушающим правило «не связанные с литературой» - но Анна Козлова, помимо того что прошлогодний лауреат, - профессиональный телесценарист, а взгляд прекрасно говорящей по-русски француженки на русскую литературу, очевидно, еще более «со стороны», чем у русского рэпера.
Из кого же им предстоит выбирать? Шорт-лист 2018 года выглядит следующим образом:
1. Алексей Сальников «Петровы в гриппе и вокруг него» (получил от ридеров Большого жюри 12 баллов)
2. Василий Аксенов «Была бы дочь Анастасия» (6 баллов)
3. Мария Лабыч «Сука» (6 балов)
4. Анна Старобинец «Посмотри на него» (6 баллов)
5. Дмитрий Петровский «Дорогая, я дома» (5 баллов)
Из этих пяти книг «Петровы…» выглядят очевидным фаворитом. Не только потому, что роман об обычной семье, увиденной в необычном свете, набрал наибольшее количество баллов от ридеров, связанных с литературой профессионально (в их числе и автор этих строк, отдавший, впрочем, свои баллы другим произведениям, в шорт-лист не прошедшим), но и потому, что он действительно оказался одной из самых обсуждаемых новинок сезона 2017—2018 года. Сальникова превозносили, сравнивали с Джойсом и Фолкнером, или, пожимая плечами, объявляли подражателем Евгения Попова. Последних в составе Литературной академии, вручающей «Большую книгу», оказалось, видимо, больше, и «Петровы…» ничего не получили. Но если на сей раз Сальников получит приз и прилагающийся к ней миллион рублей (100 000 из которых по условиям премии он обязан отдать своему номинатору Галине Юзефович) — это будет ожидаемо и, в общем, естественно.
Но поскольку, как уже сказано, литераторов в Малом жюри явное меньшинство, «что-то может пойти не так». Самый внушительный член нынешнего жюри, поседелый зубр политической журналистики Алексей Венедиктов на пресс-конференции по случаю оглашения шорт-листа публично печалился, что в шорт-лист не вошли произведения нон-фикшн. Вероятно, для Алексея Алексеевича окажется приятным сюрпризом книга Анны Старобинец «Посмотри на него». Хотя слово «приятный» здесь едва ли применимо. Эта книга - беспрецедентно жесткий и пугающе откровенный, с реальными именами и лицами, рассказ о том, как у реальной женщины, тридцати с лишним летней Анны Старобинец была выявлена тяжелая патология беременности и через какие мытарства им с мужем Александром Гарросом пришлось пройти. Книга эта, номинированная литературным агентом Старобинец Натальей Банке, тоже вызвала крайне разноречивую реакцию: признавая ее необходимость для современной России, многие ставили под сомнение уместность ее участия в литературной премии. Что накладывается на яркую и пристрастную фигуру авторки (здесь этот феминитив особенно уместен), далекой от бесстрастного хрониста, и на ее всем известные личные обстоятельства: с момента написания книги Анна успела, к счастью, родить здорового мальчика Льва и, к великому сожалению, потерять умершего от рака мужа Александра — лауреата «Нацбеста» 2003 года, между прочим. Причем на той церемонии они как раз и познакомились.
Эти душераздирающие подробности могут также произвести впечатление на Хаски, известного своими мрачными текстами, где «все рифмуется со всем». Но наверняка ему может прийтись по вкусу и повесть «Сука» Марии Лабыч - колючий по языку, но неожиданно пацифистский рассказ о вооруженном конфликте на востоке Украины, увиденный глазами еще одной сильной женщины - девушки Даны, вольноопределяющейся вооружённых сил Украины, имеющей психическое отклонение: она на полном серьезе считает себя сукой. В смысле самкой собаки.
Психическому отклонению посвящен и самый европейский роман нынешнего шорт-листа - «Дорогая, я дома» давно жительствующего в Берлине Дмитрия Петровского. Под уютной фразой, которой обычно возвращающийся с работы муж приветствует свою жену-домохозяйку, скрывается настоящая перверсия. Потому что обращена она к русской проститутке, прикованной цепями в подвале дома состоятельного немолодого немца… Честно сказать, трудно представить, чтобы подобный «сеттинг» мог покорить жюри (при всех красотах стиля) - но история очень кинематографична, а Петербург - самый европейский город России. Ну и не будем забывать про сценаристов и европейцев в жюри.
Словно в компенсацию (или, как скажут в Европе, в пандан) Петровскому в список включен самый «русский» роман нынешнего года - «Была бы дочь Анастасия» Василия Ивановича Аксёнова. Этот писатель, петербуржец и сибиярк, много лет неспешно и основательно описывает неприметную, но отнюдь не лишенную драматизма жизнь сибирской деревни Ялани. Причем описывает своим особым языком и с особой писательской оптикой. Но окажется ли этого достаточно для победы?
Все станет известно вечером субботы 26 мая.
На сайте премии с 19:00 ожидается прямая трансляция
UPD Победителем "НацБеста" стал Алексей Сальников.