Текст: Михаил Визель
Коллаж: ГодЛитературы.РФ
II. Нон-Фикшн / I. Фикшн
1. Владимир Шаров. "Перекрестное опыление (время, место, люди)"
М.: АрсисБукс, 2018
Книга, которую выдающийся писатель Владимир Шаров (1952—2018) успел подготовить, но не успел подержать в руках - сборник эссе автобиографического свойства. В них рассказ о работе - о Смутном времени, о русской революции, о старообрядчестве - переплетается с рассказом о личном так же тесно, как перемежалось в его романах фантастическое и реальное. Некоторые эссе написаны специально для этой книги и публикуются впервые.
2. Олег Лекманов, Михаил Свердлов, Илья Симановский. «Венедикт Ерофеев: посторонний»
М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2018
Демонстрация сериала «Ненастье», среди прочего, наглядно показала, как быстро стали меняться исторические эпохи: «лихие девяностые» кажутся уже чем-то бывшим не с нами. Хотя с большинством из нас это очень даже было. Венедикт Ерофеев, скончавшийся в 1990-м году 52-х лет от роду, кажется вообще человеком не нашего времени. Хотя, в общем, и при жизни он производил такое же впечатление. Как, почему, за счет чего? - исследуют три академических филолога, подробно разбирая биографию автора «Москвы - Петушков». И параллельно разбирая само это знаменитое сочинение, соотнесённость которого с биографией автора напрашивается.
3. Тим Скоренко. «Эверест»
М.–СПб.: АСТ, Астрель, 2018
Центральная повествовательная линия этой книги - жизнь Джорджа Мэллори, британского альпиниста, погибшего при восхождении на Эверест в 1924 году. Или при спуске с него? Самому Мэллори это уже все равно, но для оставшихся в живых вопрос наиважнейший: если все-таки на спуске, то, значит, приоритет завоевания «третьего полюса Земли» принадлежит британцам, а вовсе не новозеландцам в лице Эдмунда Хиллари, одолевшего Эверест 30 лет спустя. Но книга научного журналиста и известного автора-популяризатора, с которой он вышел в финал первого сезона премии «Лицей» - не чистая история «завоевания Эвереста». В ней действуют вымышленные персонажи и фигурируют несуществующие (не найденные?) документы. И вообще, уверяет нас автор, это книга о любви. И не только о любви к горам.
4. Грегори Бернс. «Что значит быть собакой. И другие открытия в области нейробиологии животных»
Пер. с англ. И. Евстигнеевой
М.: Альпина Нон-Фикшн, 2019
Под трогательным названием и «мимимишной» обложкой скрывается рассказ о вполне научных экспериментах по выявлению когнитивных способностей братьев наших меньших. Понимают ли они, что значит «синий»? Что такое «здесь» и «там»? Причем изучают автор и его коллеги не только собак, но и морского котика, вымершего сумчатого волка и дельфина. В последнем особенно заинтересованы представители ВМФ США, отчасти финансировавшие исследования с привлечением новейших аппаратов МРТ и прочей научной аппаратуры. Но все-таки автору явно интереснее собаки. И мы вполне разделяем его чувства.
5. Джорджо Агамбен. «Автопортрет в кабинете»
Пер. с итал. А. Дунаева
М.: Ad Marginem, 2018
«У интеллигента не биография, а список прочитанных книг!» - нервически восклицал безбытный разночинец Мандельштам. Европейский интеллектуал, признанный философ Агамбен как бы вежливо высказывает в этой небольшой элегантной брошюре иную точку зрения: биография - это, конечно, список кабинетов, в которых герой биографии занимался своим умственным трудом: читал, писал, принимал друзей и коллег. А с ними Агамбену всегда везло: симпатичный и бойкий юноша в 22 года, в 64-м году, снялся в роли апостола Филиппа в «Евангелии от Матфея» Пазолини, благодаря чему вошел в избранный круг европейской интеллектуальной элиты: Моравиа, Клоссовски, Эльза Моранте… Где его положение вскоре еще больше упрочилось благодаря участию в двух летних семинарах самого Хайдеггера. И обо всем этом он пишет без особого нажима, через описания своих благоустроенных и удобных кабинетов в разных городах Европы. Что бы сказал по этому поводу Мандельштам?
6. Рина Гонсалес Гальего. «Субботняя свеча в Ираке, или Операция "Микки Маус»
СПб.: Лимбус-пресс, 2018
«С 20 марта по 1 мая 2003 года объединенные силы США, Великобритании, Австралии и Польши захватили Ирак и свергли правительство Саддама
Хусейна. <…> В мае 2003-го штаб [Первой бронетанковой] дивизии переехал в <…> в Багдадский международный аэропорт. Вместе со штабом прибыл персонал технических и экспертных специальностей, включая адвокатов. Эти рассказы написал один из тех самых адвокатов». Так начинается книга Рины Гонсалес Гальего - выросшей в Нью-Йорке русской еврейки, вышедшей впоследствии замуж за русского испанца, писателя Рубена Гонсалеса Гальего, и уехавшая с ним жить в Израиль, в основном по медицинским соображениям мужа. В этой книге нет героизма и нет обличения: есть только грязная, монотонная и часто бессмысленная работа, «пыль-пыль-пыль-пыль от шагающих сапог», как писал другой носитель «бремени белого человека» веком раньше - Редьярд Киплинг. Все войны равно бессмысленно и отвратительны, как бы говорит эта небольшая книга. Трудно поспорить… и еще труднее что-либо изменить. Можно только свидетельствовать о том, что видел и слышал сам - что Рина и делает.
7. Ляля Кандаурова. «Полчаса музыки. Как понять и полюбить классику»
М.: Альпина Паблишер, 2018
Издательство «Альпина» возникло для публикации деловой литературы и, давно расширившись в области гуманитарные, сохранила тот же «предметно-ориентированный» подход. В данном случае - объяснить читателям, выросшим преимущественно в девяностые годы, чем, собственно, так замечательна эта самая «классическая музыка» и как с ней правильно обращаться?
Чтобы найти незаезженный ответ на внешне простой, но совсем не наивный вопрос, музыковед Кандаурова делит свою небольшую книгу на четыре части с небанальными названиями: «Реквиемы», «Симметрия», «Рыбы» и «1888». И в каждой части ведет непринужденный, но вполне осмысленный рассказ о музыкальных шедеврах, связанных с заявленной темой: от реквиемов разных эпох до четырех пьес, написанных в один год XIX века. Причем каждая из описываемых пьес действительно длится не более получаса. В чем читатель может убедиться, скачав ее по напечатанным в книге QR-кодам. Такая вот классика XXI века.
8. Михаил Трофименков «XX век представляет. Кадры и кадавры»
М.: Флюид Фрифлай, «Книжная полка Вадима Левенталя», 2018
«Кадавр» — это устаревшее слово со значением «мертвец», от итальянского cadavere. Но у Стругацких в «Понедельник начинается в субботу» кадаврами называют неудавшихся дублей и дублеподобных сотрудников. Этим мрачным и двусмысленным каламбуром автор, один из самых известных кинообозревателей в российских СМИ, видимо, хочет обозначить основную мысль своей книги: кино, как всякое настоящее искусство, неразрывно связано не только с любовью, но и со смертью. А жизнь зачастую лишь неумело подражает искусству.
Будучи ровесником XX века, кино отразило все его взлеты и падения, что и можно проанализировать через его лучшие кадры, с разбивкой по десятилетиям, от первого до последнего. Это не про кино - это про жизнь.
9. Дильшат Харман, Михаил Майзульс, Сергей Зотов. «Страдающее Средневековье»
М.: АСТ, «Времена», 2018
Только что полученная премия «Просветитель» и выпущенное вслед за «бюджетным» подарочное полноцветное издание - хороший повод поискать на Нон/Фикшн эту необычную книгу - крайне редкий пока что не только у нас, но и в мире пример того, как популярный интернет-паблик (свыше полумиллиона подписчиков) оборачивается, как Иван-дурак Иван-царевичем, книжным бестселлером.
Впрочем, такой успех неудивителен. Это первая оригинальная (то есть непереводная) книга, берущийся объяснить: что на самом деле значат эти странные (а нередко и просто непристойные) маргиналии на полях средневековых рукописей и фресок, дающие столь богатый материал для мемов. Вы, например, знаете, что, согласно средневековым представлениям, зайцы способны менять пол, и значит, изображенный на полях жития ушастый зверек, да еще и молитвенно сложивший лапки, - это не шкодливая шутка миниатюриста, а нравоучительный намек на двоедушие и нетвердость в вере.
10. Антье Шрупп, Пату. «Краткая история феминизма в евро-американском контексте»
Пер. с нем. Б. Сторохи
М. : Ад Маргинем Пресс, 2019
Учебником в виде комикса никого, слава богу, в наши дни, когда все самые важные доклады делаются на пауэрпойнтных презентациях, уже не удивишь, но авторы этой книги никого и не хотят удивлять. А просто делают достаточно краткий, на 88 страницах, но насыщенный именами и понятиями курс истории феминистского движения, от древности и античности, через средневековых аббатис (порою весьма независимых в делах и суждениях) и раскрепощенных светских дам до современных «трех волн» феминизма. Как говорится, все, что вы хотели знать, но никак руки не доходили прочитать. Может быть, картинки посмотреть психологически окажется легче.