Текст: Михаил Визель
Обложки с сайтов издательств
1.Александр Пелевин. "Четверо"
М.: Пятый Рим, 2018
Александр Пелевин - молодой петербургский писатель, не имеющий никакого отношения к своему старшему московскому однофамильцу. Но зато - прямое отношение к загадочному петербургскому фундаментализму и зыбкому пока что пост-постмодернизму, он же "протомодернизм". Его новый, третий по счету, роман - это формально фантастика, действие в нем разворачивается в 1938, 2017 и 2154 годах в Крыму, Петербурге и на космическом корабле в межзвездном перелете. Но к «Звездным войнам» эта «фантастика» тоже не имеет никакого отношения.
2.Андрей Рыбалка. «XIII класса Сулакадзев»
Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2019
Небольшая монография, посвященная жизни и «наследию» легендарного фальсификатора первой трети XIX века Александра Сулакадзева, который умудрялся ставить автографы Анны Ярославовны и Владимира Святого на сербские рукописи XIV века и, главное, продавать эти «артефакты» в императорскую библиотеку. Причем, как он уверял, не из страсти к наживе, а исключительно для восстановления исторической справедливости! Как обычно: те, кто уверены, что фейк-ньюз родились в эпоху социальных сетей, просто плохо знают историю.
3.Александр Долинин. «Комментарий к роману Владимира Набокова "Дар»
М.: «Новое издательство», 2018
Применительно к Умберто Эко часто говорят о поэтике редакторской сноски, библиографической ссылки, букинистского каталога. То же самое можно сказать об Александре Долинине, который вот уже без малого тридцать лет комментирует самый сложный и многослойный русский роман Набокова, вскрывая его тайные коды и колючий набоковский юмор. Понятный зачастую лишь ему самому. Во всяком случае, до выхода этой книги.
4.Александр Скидан. «Путеводитель по N»
М.: Носорог, 2018
Маленький роман или большая поэма в прозе петербургского поэта. В котором под N подразумевается не кто иной, как Фридрих Ницше, уже сошедший с ума, уже помещенный в клинику, но продолжающий вести бесконечный диалог с бросившей его международной авантюристкой от философии Лу Андреас-Саломе и (через нее?) с тем самым Богом, смерть которого он провозгласил. Причем диалог этот ведется раскавыченными цитатами из Рильке, Достоевского, Пруста, Андрея Белого, Набокова, Томаса Манна, Бруно Шульца и т. д. и т. п. Распад модернистского сознания, как он есть. То есть превращение его в постмодернистское в буквальном смысле слова.
5.Линор Горалик. «Все, способные дышать дыхание»
М.: АСТ, 2018
Эта книга так же искусно притворяется романом в жанре «магический реализм», как ее автор - московско-израильским литератором. В действительности же оба они нечто совсем другое. О самой Горалик мы еще поговорим, а ее книга - словно придуманная Сарамаго история о том, как животные в Израиле заговорили человеческим языком, даже не притча, а, пожалуй, заговаривание собственных страхов, поиски языка, взыскующего эмпатии. Звучит малопонятно? Об этой книге иначе не скажешь.