САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Для меня самое главное — это красота»

Интервью с создателем единственного в Челябинске магазина арт-книги «Белая лампа» Олегом Слепых

Интервью с создателем единственного в Челябинске магазином арт-книги «Белая лампа» Олегом Слепых
Интервью с создателем единственного в Челябинске магазином арт-книги «Белая лампа» Олегом Слепых

Интервью и фото: Михаил Визель

Скриншот с сайта белаялампа.рф

Михаил Визель

Магазин «Белая лампа» занимает одну большую комнату в «бизнес-центре» - если это слово применимо к двухэтажному зданию дореволюционной постройки - на задах челябинского «Арбата», пешеходной туристической улицы Кировки. Олег Слепых проводит здесь каждый день уже много лет. Потому что его магазин живет дольше, чем многие из его покупателей. Это нормально для крупного центрального книжного универмага, но совершенно удивительно для маленького специализированного магазинчика.  

Давно ли существует «Белая лампа»?

Олег Слепых: С 1995 года. В этом помещении - 7 лет.

И всё это время он существовал как независимый книжный магазин?

Олег Слепых: Да.

Поразительно!

Олег Слепых: В свое время я прочитал книгу «Аксиомы бизнеса». Автор - Герберт Кэссон. Она была действительно сводом простейших правил бизнеса. Я просто следовал этим правилам. Там даны такие советы, что, если им следовать, ты не утонешь.

Получается, вы чуть ли не один из старейших независимых книжных магазинов в России? Потому что появившиеся одновременно с вами в Москве уже давно закрылись.

Олег Слепых: Вроде бы магазины существуют.

Существуют, разумеется. Но они все гораздо позже открылись, из «второй волны». Но давайте про настоящее. С кем вы работаете? У вас есть какие-то приоритеты? Как вы формируете ассортимент?

Олег Слепых: Первые 3—5 лет я работал как обычный магазин. То есть просто привозил книги. А я почему-то с детства люблю искусство. Оказывается, отец у меня рисовал, а я это лишь недавно узнал. Нашел у него архитектурные рисунки и стал спрашивать, кто автор? Он говорит: «Это я. Я ходил в художественную школу». Я в ответ: «А ты при мне никогда не рисовал!» У нас дома было небольшое количество книг по искусству, вовсе не выдающихся. Я их смотрел. Мама была против, потому что там обнаженные женщины. А отец говорил: «Пусть смотрит, это искусство».


В общем, с 10 лет я как-то через голых женщин втянулся в искусство.


Я бы сказал, правильная дорога.

Олег Слепых: Когда стало пять лет магазину, я почувствовал, что надо как-то специализироваться. И жене сказал, что меня тянет к искусству. Но я ей сразу сказал, что это коммерчески не очень оправдано, и довольно-таки опасно. Но жена мне сказала: «Будь собой». Благодаря этому решению мы постепенно, пошагово стали менять ассортимент в сторону искусства. Вот и ответ, как я подбираю ассортимент.

Несколько лет назад я осознал, что для меня самое главное - это красота. То есть чтобы книга была красивая. Чтобы она была хорошо издана. Даже если это, например, Талеб.

Нассим Талеб, автор «Черного лебедя» и «Антихрупкости»?

Олег Слепых: Да. И когда я этот принцип понял, то мы стали воплощать его в жизнь.


Я понял, по какому принципу я всегда отбирал книги, хотя раньше этого не осознавал. По принципу - насколько книга красиво издана.


Это не значит, что содержание может быть любым. Содержание тоже должно быть хорошим. Но приоритет - это красота оформления книги.

Нассим Талеб - это совершенно не книги по искусству. Это книги для саморазвития, для того, что сейчас называется бизнес-коучинг. Такого направления вы тоже не избегаете?

Олег Слепых: Не избегаю, это же саморазвитие. Я их изучаю сам. И я подумал, что если это интересно мне, может быть интересно и еще кому-то.

И как много людей разделяют ваши интересы? Какая у вас проходимость?

Олег Слепых: Очень низкая. На сегодня — 5—10 человек в день.

И это дает возможность как-то жить?

Олег Слепых: Видите ли, мы сейчас живем за счет того, что я до минимума урезал расходы. То есть я работаю, все делаю сам. Это позволяет экономить. Даже пол мою сам. То есть идет очень жесткая экономия. И все-таки книги по искусству достаточно дорогие. Бывает, что если кому-то понравилось, он может оставить несколько тысяч рублей сразу. И это может решить целый день, нам сразу даст прибыль. Конечно, это все сложно. Я сам переживаю, как мне удастся хотя бы в ближайшие месяцы дальше существовать.

С 24-летней историей все-таки есть некоторая надежда. Но это же совершенно невероятная история! Вас как-то знают в городе?

Олег Слепых: Меня знают. У меня есть недостаток, который я пытаюсь исправить уже года два: я плохой маркетолог. То есть я плохо умею рекламировать свой магазин. Это я осознаю, и это уже хорошо. Но все равно почему-то какое-то внутреннее сопротивление у меня к искусственному раздуванию количества людей, которые меня знают и ценят. В общем, у меня есть группа, там 670 человек на сегодняшний день. Наверное, еще столько же меня знают. Пожалуй, это вся моя аудитория.

Здесь, в этой комнате, весь ваш ассортимент?

Олег Слепых: Да.

Сколько же здесь наименований?

Олег Слепых: Где-то две тысячи.

Интервью с создателем единственного в Челябинске магазином арт-книги «Белая лампа» Олегом Слепых

Я смотрю, что есть и детские, и книги по искусству, и художественная литература. В каком они примерно соотношении?

Олег Слепых: Искусство занимает 50%. Детских книг 20%. Они делятся так: 50% из них - это книги с красивыми иллюстрациями. Может быть, даже больше, 60%. А остальные, скажем так, обычные книги, но которые все-таки достойно изданы. А художественная литература занимает процентов 20%. И нон-фикшн, где-то 10%.

Эта структура вашего каталога соответствует структуре вашего спроса?

Олег Слепых: Наверное, даже не структуре спроса, а моим интересам. То есть я считаю, что искусство должно быть на первом месте. Поэтому мы ему отводим такое роскошное пространство. Не всегда себя оправдывающее.

А кто у вас лидер продаж за последний месяц, за последнюю неделю? Вы себе какие-то топ-листы составляете?

Олег Слепых: Нет, они в голове. Сейчас подумаю. Пожалуй, у нас Эгон Шиле. Как это ни парадоксально. К тому же еще на английском языке.

Это как раз та книга, которая может «сделать день». Она продается больше одного экземпляра?

Олег Слепых: Для нашего магазина, я считаю, это хорошие продажи.

Сколько штук?

Олег Слепых: Штук 5—8 за несколько месяцев. Я не рискую возить книжки за 13—15 тысяч. Тот же самый Шиле сейчас вышел в чемоданчике, очень красивое издание. Но боюсь.

Понимаю. А вы знаете, сколько у вас в Челябинске коллег-конкурентов? Магазинов вашего формата.

Олег Слепых: Наверное, нет.

То есть вы один такой?

Олег Слепых: Остался один. Раньше у нас был еще другой магазин, где-то года четыре назад он закрылся.

Просто поразительно.

Олег Слепых: Все очень просто, ничего такого особенного нет.

Я вижу здесь хорошо знакомые названия книг, вышедших в московских и петербургских издательствах. А представлены ли у вас какие-то местные издательства? Или не местные, но находящиеся с вашей стороны Урала?

Олег Слепых: У нас есть местные издательства «Автограф» и «Таганай». Еще есть «Каменный пояс». В основном это фотоальбомы по нашему городу. Есть выдающийся фотограф Сергей Васильев, - пять его альбомов.

А писатели все-таки предпочитают публиковаться в столицах?

Олег Слепых: У меня специфический магазин.

Белая лампа

Но у вас же есть художественная литература.

Олег Слепых: Да, но уходит 3—5 экземпляров в течение полугода. Это очень мало. Проходимость низкая, поэтому я иногда и не беру книги, которые мне предлагают. Но у меня есть, допустим, книга по истории России. Это наш земляк, который был летчиком, ушел на пенсию, заинтересовался историей России. И больше 20 лет собирал материал для книги. В результате издал документальную книгу «История России от зарождения до конца XX века».

За столько лет вас как-то признали городские, региональные власти? Может быть, признали социально значимым проектом? Какие-то льготы по аренде?

Олег Слепых: Нет. Я этого постоянно ждал, но нет, не случилось.

То есть вы работаете как нормальное коммерческое предприятие? И если бы вы продавали не книги, а автомобильные шины, аренда была бы такая же?

Олег Слепых: Наверное. Я был бы очень рад какой-то помощи. Но никакой помощи нет.

Как-то не хочется на такой ноте заканчивать. Что вас заставляет столько лет тянуть эту ношу?

Олег Слепых: Если вы поверите - просто любовь к книгам. Я всегда считал, что я разумный человек и люблю книги как любой нормальный человек, ни больше ни меньше. Я вообще считал, что я продаю книги!  И тут несколько лет назад начались тяжелые времена, 2014 год… У меня возникла мысль о том, что, может быть, придется закрыть магазин и расстаться с этим делом. И стало настолько плохо, что я реально боялся, что просто умру. У меня начиналась депрессия, все что угодно, очень плохо себя почувствовал. Вылез я из этого тем, что стал бегать по два часа каждый день. Гонял себя до пота, и в конце концов через несколько месяцев я вылез из этой ситуации. Но это мне показало, насколько сильно я связан с этим. То есть я не думал, что до такой степени это люблю и так с этим сильно связан. Фактически вся моя жизнь связана с этим. Наверное, я фанатик.