Текст: Михаил Визель
Коллаж: ГодЛитературы.РФ
Обложки взяты с сайтов издательств
Нон-фикшн
Некогда, при появлении ярмарки, предполагалось, что здесь в основном будет продаваться предназначенная для узкого круга научная и документальная литература – то есть собственно нон-фикшн. Название было быстро переосмыслено в сторону «литература без фикций, то есть без дутых величин», но, разумеется, книги, авторы которых не пытаются обольстить читателей вымыслом, по-прежнему представлены здесь в изобилии. Вот лишь некоторые разноплановые образцы.
1. Захар Прилепин. «Есенин»
М.: Молодая гвардия, 2020
Издатели уверяют, что это самая большая книга из когда-либо выходивших в серии ЖЗЛ: более тысячи страниц! Это ж без скольких сериалов рискует остаться читатель… Но «Молодая гвардия» рискнула бросить вызов главному развлекателю наших дней. Что ж, невозможно отрицать, что это тот нечастый случай, когда автор вызывает не меньше интереса – и не меньше споров, – чем его герой. А вместе они создают прямо-таки, если воспользоваться военной терминологией, кумулятивный эффект. Прилепин работал над книгой пять лет, отвлекаясь на разнообразные обстоятельства – пришла наконец пора изучить саму книгу, а не обстоятельства. Впрочем, основную идею автор уже озвучивал не раз: он яростно борется со стереотипом о «крестьянском пареньке» – и не менее темпераментно провозглашает, что Есенин – в числе тех немногих, кто создал саму матрицу русской ментальности.
2. Сергей Попов. «Все формулы мира. Как математика объясняет законы природы»
М.: Альпина Нон-фикшн, 2019
Астрономия – наука с почтенной традицией. Не молекулярная генетика, прямо сказать. Вот и ведущий научный сотрудник Астрономического института имени Штернберга, неутомимый популяризатор науки Сергей Попов, наверно, чувствует себя немного Ньютоном и Галилеем. И поэтому ставит перед собой задачу скорее в духе века Просвещения, чем века Фейсбука: объяснить, что Бог (или Природа) говорит с человеком языком математики. И вполне преуспевает в этой попытке. Хочется поставить лайк.
3. Людмила Хворостовская. «Сибирская сага. История семьи»
М.: Эксмо, 2020
Смерть взрослого сына – самая большая трагедия для матери. И то, что этот сын был мировой знаменитостью, боль утраты лишь многократно усиливает. Людмила Петровна Хворостовская нашла в себе силы и волю, чтобы написать книгу. Не просто о Дмитрии Хворостовском, а о том, откуда он такой взялся – статный среброкудрый красавец с бархатным баритоном, в котором чувствовалась мощь сибирских рек. Иными словами – перед нами история семьи, даже трех семей – Хворостовских, Тетериных и Веберов. Да, русские немцы в появлении русского баритона тоже поучаствовали. Людмила Хворостовская – не литератор и не журналист, она всю жизнь проработала врачом-гинекологом. То есть привыкла прямо и в то же время тактично подходить к самым деликатным вопросам. И о чем бы она ни писала, о тяжелейших испытаниях военного времени или о подростковых бунтах одаренного собственного сына, – в ее книге это чувствуется.
4. Катерина Гордеева. «Правила ведения боя #победитьрак»
М.: АСТ, Corpus, 2020
Книги об ужасных болезнях и о способах борьбы с ними будут писаться и будут читаться, пока люди не станут бессмертными. То есть всегда. Вопрос в том – как. Известная журналистка и активистка находит свой способ, чередуя медицинское с социальным и истории известных личностей – Улицкой, Горбачёвой, Фриске – с не менее душераздирающими историями «обычных людей». А главное, проводит ту мысль, что победить рак – можно! Если сообща и со знанием дела. Ну, в большинстве случаев.
5. Джин Твенге. «Поколение I»
Пер. с англ. А. Толмачева
М.: РИПОЛ классик, 2019
Книга американского профессора носит длиннющий подзаголовок: «Почему поколение Интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным, менее счастливым и абсолютно не готовым ко взрослой жизни. (И что это значит для всех остальных)».
Можно сказать – в духе XVIII века, но нет, скорее в духе века XXI: никто же реально не набирает ничего руками, а все только пересылают друг другу ссылочки. В том, что на смену состоявшемуся и чего-то добившемуся поколению приходит «племя младое, незнакомое», ничего нового, конечно, нет, – но с тех пор, как эпохи начали сменяться не каждые сто или даже пятьдесят, а каждые 10–15 лет, этот процесс приобретает прямо-таки пугающий масштаб и глубину. «Мне больше нравится сидеть в своей комнате и смотреть Netflix на телефоне, чем общаться с родителями, – говорит автору 13-летняя благополучная американская отроковица по имени Афина. – Так проходит мое лето. С телефоном я провожу гораздо больше времени, чем с реальными людьми. Мы не представляем себе жизнь без iPhone и iPad. Думаю, мы любим свои телефоны больше, чем реальных людей».
Конечно, это подростковый эпатаж. Но всякий, кому приходилось общаться со сверстниками Афины, понимает, что это нечто большее, чем просто эпатаж.
Не пойми что
По моему скромному убеждению, «не пойми что» – это вообще главное, за чем нужно ходить на книжные ярмарки и в книжные магазины. Потому что когда ты точно знаешь, чтò тебе нужно – это можно заказать не отлипая от смартфона.
1. Реза Негарестани. «Циклонопедия: соучастие с анонимными материалами»
Пер. Полины Хановой под редакцией Йоэля Регева
М.: Носорог, 2019
Наверно, главное «не пойми что» этой non/fictio№: объемистый 560-страничный опус иранского философа, характеризуемый издателями как «философско-фантастический хоррор». Здесь есть что-то вроде конспирологического сюжета, вращающегося вокруг приключений и открытий молодой американки в Стамбуле в разгар «войны с террором» (книга вышла в 2008 году), но не он здесь главное: «Автор, – уверяют издатели, – через оккультную символику объясняет, что нефть – чистое зло со своей волей и сознанием, которое захватывает умы людей и провоцирует войны». Как видим, под вычурной формой здесь скрывается вполне здравый призыв слезать с нефтяной иглы.
2. «Культура путешествий в Серебряном веке. Исследования и рецепции». Коллективная монография
М. – Екб.: Кабинетный ученый, 2020
Под наукообразным заголовком скрывается настоящий жанровый тянитолкай: вполне академические статьи о путешествиях русских поэтов и писателей «в эпоху, когда путешествия по Западной Европе привычно характеризовали modus vivendi человека интеллигентского круга» (начало статьи Наталии Грякаловой «Карта путешествий Александра Блока: Бельгия, 1911 год») перемежаются остросовременными верлибрами и эссеями их прямых наследников – деятелей современной культуры, преимущественно уральских, в которых преломляются как судьбы Блока и Гумилева со товарищи, так и собственные рефлексии. Пожалуй, одно другого стоит.
3. Андрей Туторский. «Медленные миры южных океанов и таежных морей»
М.: Ноократия, 2019
Что общего между миром южных океанов – Папуа, Вануату, и Русским Севером – Вологодчиной, Каргополем? То, что время в них течет по-другому, чем у так называемых европейцев. Не просто медленно, но циклично. Автор этой книги – профессиональный антрополог, многолетний сотрудник кафедры этнологии истфака МГУ. Так что в экзотические уголки он забирается не растрясти офисную скуку. А с целями исключительно научными. И все равно названия глав его книги завораживают, как во времена Марко Поло: «Вытегория — обитель Батюшки Онего», «В гостях у православных Уганды», «Афины русских крестьян». Археолог в процессе работы с объектом своего исследования разрушает его, уверяет Андрей Туторский, а этнограф разрушается сам. Звучит грозно – но значит лишь то, что автор сам проникся духом папуасов и угандийцев – и готов об этом рассказать.
4. Михаил Эпштейн. «Детские вопросы: диалоги»
М.: ArsisBooks, 2020
Михаил Эпштейн – культуролог, философ, лингвист, а проще сказать – главный заумник современной русской культуры, создатель терминов «метареализм» и «протомодернизм». И вот интеллектуал со столь сложно устроенной головой берется отвечать на «детские вопросы», накопившиеся в архивах одноимённой передачи тель-авивского радио: «Почему я – это я?», «Страсть – это страшно?», «Скоро ли нас заменят роботы?», «Можно ли покататься на единороге?» и т.д. и т.п. Отец четырех детей и дед пяти внуков, Михаил Наумович честно и искренне старается дать ответы на эти вопросы так, чтобы они не грешили против того, что он сам считает истиной, но были понятны вопрошавшим. Получается не всегда равноценно, но «пленку автоматизма» всегда снимает – а не в этом ли состоит главная задача философии?
5. История России в комиксах. От древних славян до Владимира Путина
М.: Эксмо, 2020
На 160 страницах редакторы и художники этой книги, решившие не выносить свои имена в выходные данные, лихо проносятся по более чем десяти векам русской истории, начиная с IX века – не просто выставляя исторических персонажей четко нарисованными героями комиксов, но и вообще делая их четкими ребятами. Так, князь Олег, подкатив к Царьграду на поставленных на колеса ладьях, роняет: «Нормально припарковались! сейчас я бумаги подпишу и назад!»
Такой стиль и подход может действительно показаться «не пойми чем» – и это еще мягко говоря. Но учитывая, что в этом году на non/fictio№ впервые выделена отдельная площадка под комиксы, в будущем им наверняка найдется место.