САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

О войне по-русски

Украинский русист: «Память о нашей общей Победе пытаются истребить»

Пушкинский-конкурс-Автограф-Победы-к-75-летию-Победы
Пушкинский-конкурс-Автограф-Победы-к-75-летию-Победы

Текст: Елена Кухтенкова/РГ

Коллаж: ГодЛитературы.РФ/Символом праздника Дня памяти и примирения на Украине стал красный мак

«Книги о военных событиях всегда вызывали отклик в душах украинских детей. Программа включала произведения о судьбах людей Великой Отечественной войны. Но эту учебную литературу «изучали» и те, кто хотел истребить память об этом событии. Зачем она нужна, если напоминает о подвигах советских солдат на полях сражений?» - пишет в своём эссе «Автограф победы. О войне и мире на уроках русского языка» на XX Международный Пушкинский конкурс «РГ» русист из Украины, фамилию которой мы называть не будем.

Педагог рассказывает, как после окончания Великой Отечественной войны в центре ее провинциального города на Полтавщине разбили сквер. Перед входом в него был вкопан щит с надписью: «Мир победит войну!» Мысленно и вслух послевоенные дети произносили этот лозунг, чтя память павших воинов.

Но сегодня, по словам русиста, на Украине царят другие настроения: подвиг советского солдата для некоторых людей неочевиден. И приводит пример: на детском рисунке изображен танк времен Великой Отечественной, стреляющий по заданной цели. В левом углу - солдат в полный рост.

 «Це руськый солдат - його трэба убывать!» - объясняет ребенок, предлагая посмотреть на его работу своей бабушке», - рассказывает русист.

По мнению педагога, взгляд на эту пропаганду ненависти в стране разный: кто-то готов сражаться за молодежь, объясняя и рассказывая правду, другие безразличны к памяти о войне, третьих вполне устраивает ложь.

 «И так близко тогда вожделенное для некоторых утверждение: так ведь и не было победы, не было победителей! Победу одержал, исходя из этого, не сплочённый советский народ, а армии других государств», - пишет педагог.

Просматривая одну из телепередач на канале, который не раз пытались лишить лицензии из-за принципиального изложения информации, педагог осознала, как нелегко сейчас противостоять такому мнению.

 «Возмущению от выступления одного из политологов не было предела. В ответ на вопрос журналиста-оппонента почему 9 Мая представители новой власти не желают более считать праздником Победы, он сказал, что многие ветераны уже умерли. И добавил: «Ну подарите ветерану в этот день цветок или ещё что-то приятное его душе». В ответ журналист спросила скорее риторически: «Если умерли - значит, можно на могилы плевать?» - рассказывает она.

Но несмотря на такой информационный фон, учитель все равно рассказывает своим ученикам о фашизме и войне, вспоминая своих близких, своего юного отца:

«Я поведала школьникам, как убивали матерей с детьми, пытали, сжигали. Угоняли в Германию молодежь. Когда самые отчаянные просовывали руки в щель двери вагона, чтобы открыть засов и выпрыгнуть, немцы просто давали очередь из автоматов и отстреливали руки смельчаков», - вспоминает учитель рассказы отца.


Только знание русского языка и произведений русской литературы, по мнению учителя, способны сохранить и увековечить память о нашей общей войне, считает украинский педагог.


«Русский язык в школах города не изучается. Русскую литературу заменили зарубежной, включив несколько произведений русских писателей, значительно сократив количество часов для изучения. Отрывки из этих произведений классической литературы были переведены на украинский язык, - возмущается она. - «Войну и мир» по новой программе изучали четыре часа, Пушкину отведено только шесть».

Русист уверена: надо продолжать вести диалог с детьми о героизме и стойкости народа, так как не только книги о военных событиях убирают из библиотек, но и сносят памятники, свидетельствующие о подвигах в годы войны. «Надо донести до сознания ученика мысль о том, кто спас мир от фашизма. Чтобы не исчез в умах новых поколений этот великий автограф Победы!» - заключает учитель.