САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий…

Литературная экскурсия в Спасское-Лутовиново, родовую усадьбу Ивана Тургенева

Литературная экскурсия в Спасское-Лутовиново, родовую усадьбу Ивана Тургенева
Литературная экскурсия в Спасское-Лутовиново, родовую усадьбу Ивана Тургенева

В Тургеневской усадьбе вопреки вирусам и эпидемиям (но строго в соответствии с санитарными ограничениями) кипит жизнь — в июле там состоялся необычный шахматный турнир, да и программа на конец лета и последующую осень планируется обширная. Однако если разъезжать по музеям вы в этом году не планируете, можно устроить себе своеобразную экскурсию в Спасское-Лутовиново с помощью текста наших коллег из "Липецкой газеты" — опубликован он был задолго до пандемии, но дает живое представление о родовом гнезде Тургенева.

Текст и фото: Евгений Козлов

Текст предоставлен в рамках информационного партнерства «Российской газеты» с газетой "Молодежный вестник" (ИД "Липецкая газета")

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса», – завещал потомкам великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев.

ПРЕМИЯ ДЛЯ ФИЛОЛОГА

Потерявшиеся в современном информационном пространстве потомки, не ведая сомнений и не обременяя разум тягостными раздумьями, презрели наставления классика. В чудеса культуры они не веруют – исключительно в эффективность производства. Впереди всероссийский апофеоз ЕГЭ, китайские домашние роботы и нескончаемое торжество пошлости. Но не сдаются филологи липецкой школы № 51. Выиграв очередное состязание среди методических объединений, полученную премию словесники бросили на борьбу с тусклой повседневностью. Экскурсия в Спасское-Лутовиново нанесла последний сокрушительный удар.

Душа верующего человека тянется к святыням. Верующего в красоту и значимость русского слова в том числе. А Спасское-Лутовиново – знаменитое родовое имение Тургенева по материнской линии – для филолога и есть святое место. Здесь русское слово становится плотью, человеком, который жил среди нас.

СТАРИННЫЙ ПАРК, ТЕНИСТЫЙ ПОЛУМРАК…

Бестолковая суета наших дней остаётся за воротами усадьбы. Необъяснимое чувство величия, покоя, светлой грусти ощущаешь, как только ступаешь на эту благословенную землю. Что-то родное, истинно русское обволакивает тебя всего.

Тургеневский государственный мемориальный и природный музей-заповедник занимает площадь более сорока гектаров и интересен не только своей архитектурой. Это уникальный уголок рукотворной природы – чудом сохранившийся старинный парк русской усадьбы, заложенный ещё до рождения великого писателя. Вековые липы и ясени образуют над головою высокий тенистый свод. Солнечные блики пробиваются сквозь листву, играют на могучих замшелых стволах, дорожках, уводящих в бесконечную, как бы подёрнутую туманом глубь парка. Подножье гигантов устилает изумрудный ковёр молодой травы, по которому рассыпаны маргаритки и незабудки. Необыкновенной величины тюльпаны (Варвара Петровна, суровая матушка писателя, очень любила эти цветы) украшают многочисленные клумбы. Среди деревьев парка выделяются огромная старая лиственница, растущая перед входом в дом-музей, и величественный, огороженный кованой решёткой дуб, посаженный самим Тургеневым. Последний раз под его ветвями автор «Отцов и детей» сидел в 1881 году. «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь…» – писал Иван Сергеевич в одном из писем к своему другу – известному поэту Якову Петровичу Полонскому – то ли из Буживаля, то ли из самого города Парижа. Липецкая делегация с благоговением исполнила желание классика, а затем направила стопы своя в святая святых – барский дом. В нём гений русской литературы прожил в общей сложности семнадцать лет и написал львиную долю своих произведений.

Литературная экскурсия в Спасское-Лутовиново, родовую усадьбу Ивана Тургенева

ПОД ЗВУКИ ЛАННЕРОВСКОГО ВАЛЬСА

В разное время гостями дома были всё менее известные российскому электорату литераторы Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, А.А. Фет, Д.В. Григорович, Н.В. Успенский, В.М. Гаршин, выдающиеся артисты М.С. Щепкин, М.Г. Савина, другие представители русской культуры. Липецкие учителя дополнили этот достойный список.

Атмосфера дома поистине волшебна! Типологических экспонатов практически нет. В ряду литературных музеев Спасское-Лутовиново – один из немногих, где коллекция почти полностью состоит из подлинных реликвий, ранее принадлежавших предкам писателя и ему лично.

После входа в каменную галерею сразу попадаешь в просторную столовую. В углу столовой огромные напольные английские часы в виде башни с надписью «strike – silent» (бьют-молчат). В середине комнаты – большой раздвижной дубовый стол, за которым часто подавали Ивану Сергеевичу его любимый суп с куриными потрошками. Вокруг стола – старинные стулья из карельской берёзы. Возле стены – буфет красного дерева, выполненный в классических пропорциях стиля ампир. Работа русских мастеров. У противоположной стены – фортепиано «Лихтенталь». Его владелец всегда с восторгом говорил о музыке и жалел, что у него нет голоса. «Сейчас бы отдал свой талант писателя за посредственный голос... и сколько женщин я бы очаровал, влюбил в себя, сколько супружеского счастья я бы расстроил», – говорил он, смеясь.

ПРИЮТ СПОКОЙСТВИЯ, ТРУДОВ И ВДОХНОВЕНЬЯ

В малой гостиной стоит знаменитый диван, прозванный Тургеневым «самосон». Писатель уверял: диван этот клонит его ко сну всякий раз, когда он на него приляжет. Однажды молодой граф Толстой заснул на нём с рукописью «Отцов и детей» на могучей груди. До этого будущий автор одного из лучших романов всех времён и народов провёл ночь с цыганами. А вот и письменный стол, за которым рождались бессмертные образы Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Расположен он в кабинете Тургенева и неизменно вызывает трепет культурной общественности. Над столом – потемневшая от времени икона Спаса Нерукотворного, а у противоположной стены – этажерка с огромными томами знаменитой энциклопедии безбожника Дени Дидро. Со статьями Вольтера, Руссо, Монтескьё и прочих вольнодумцев эпохи Просвещения.

НИЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ…

За работой Иван Сергеевич засиживался порой до глубокой ночи, так что спать ложился прямо в кабинете, за большими ширмами, покрытыми прекрасными акварельными букетами. Дабы не беспокоить слуг барской прихотью. Другой рабочей комнатой писателю служила просторная библиотека, содержащая уникальную коллекцию книг по философии, истории, политэкономии и лингвистике. На всех европейских языках (Тургенев знал двенадцать, в том числе греческий и латынь). Многие уникальные издания имеют автографы В.Г. Белинского, А.И. Герцена, самого Тургенева. Посреди библиотеки – бильярд, на котором хозяин Спасского-Лутовинова играл, по свидетельству современников, «ни хорошо, ни худо, но…как человек впечатлительный, всею душою предавался игре – приходил в комическое отчаяние от неудачи, не скрывал досады, видя успех противника, и никогда не играл молча или серьёзно… проигравши партию, тотчас же собирался жестоко мстить, и если выигрывал следующую партию – торжествовал».

Есть в этом удивительном доме и своё «казино»! С овальным столом из той же карельской берёзы. С выдвижными ящичками. К картам друг Флобера и Мопассана не проявлял интереса, а вот шахматы были сильнейшей его страстью. После охоты и французской оперной дивы Полины Виардо. «Лучшим шахматистом среди литераторов и лучшим литератором среди шахматистов» в шутку называла Ивана Сергеевича «Могучая кучка» знаменитого «Современника».

НАРУШИТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО СПОКОЙСТВИЯ

Недалеко от главного дома в 40-е годы девятнадцатого столетия был выстроен флигель для дяди Тургенева, управляющего хозяйством Спасского. С мая 1852 по декабрь 1853 года во флигеле жил сам Иван Сергеевич, сосланный под надзор полиции, как бы сейчас сказали, «за оскорбление власти и государственных символов». Оскорблением послужила написанная неблагонадёжным литератором книга «Записки охотника». В настоящее время во флигеле создана литературная экспозиция. Её материалы рассказывают о неразрывной связи жизни и творчества писателя с родными местами. Здесь можно увидеть музыкальные инструменты, на которых крепостные музыканты играли во время представлений домашнего театра деспотичной помещицы Варвары Петровны Лутовиновой, а также здоровенное ружьё Тургенева, изготовленное специально для крупного русского писателя (рост – 193 сантиметра) пражским оружейным мастером Антонином Лебедой. При осмотре данного экспоната вспомнилось одно школьное сочинение, в котором автор, подчёркивая связь увлечения писателя охотой с его желанием и умением наблюдать человеческие характеры, между прочим  написал: «Тургенев с помощью ружья исследовал крепостных крестьян». На этом беглый обзор экспозиции можно завершить.

ПЕСНЬ ТОРЖЕСТВУЮЩЕЙ ЛЮБВИ

В рамках всероссийской акции «Ночь музеев» в Спасском-Лутовинове в день прибытия делегации липецкой школы № 51 давала бесплатный концерт Любовь Казарновская. Символический этот факт не могли оставить без внимания знатоки биографии певца дворянской культуры. В поместье у своего рыцаря «проклятая цыганка» (так называла Полину Виардо-Гарсиа мать писателя) так и не удосужилась побывать, а вот другая оперная певица почтила гения своим присутствием. Думаю, партии и романсы, некогда любимые Тургеневым в исполнении Виардо, Любовь Юрьевна исполнила не хуже. Особенно понравилась слушательницам песня цыганки Земфиры «Старый муж, грозный муж, режь меня, жги меня…». Впрочем, изголодавшаяся по культуре публика, напитанная тургеневской атмосферой, каждый выход примадонны сопровож­дала продолжительными аплодисментами. Ответ на вопрос, «как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома», в этот день нашёл благополучное разрешение.

Оригинальный материал: "Молодежный вестник"