САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

В Петербурге заработает вторая Открытая литературная школа

В этом году она посвящена 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

Текст: Светлана Мазурова, Санкт-Петербург

Фото предоставлены организаторами

С 20 по 28 августа в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме будет работать вторая Открытая литературная школа. В этом году она посвящена 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и называется «Проза над линией фронта». Участникам предложат интерактивные мастер-классы, лекции модераторов школы, постановки читок отрывков из произведений выступающих авторов.

Планируется и проведение круглых столов: 21 августа пройдет презентация военного номера журнала «Дружба народов», 24 августа соберут писателей - представителей разных этносов России.

Афиша второй открытой школы

Как сообщила автор и руководитель проекта Мила Кудряшова, «мы собрали на одной площадке знаковых писателей из разных регионов России для очень важного сегодня разговора о современной военной прозе».

Мастер-классы проведут известные современные писатели, пишущие о военных событиях. Состоится открытый разговор о том, какие художественные задачи возникают перед автором, описывающим войну, каким в современной ситуации следует изображать воюющего человека. 

Театральная группа проекта осуществит читки и постановки.

- Перевод прозы в драматургическое произведение для сцены - это уже вызов. И в прошлой литературной школе мы его осуществили - непосредственно при зрителях и авторах, - поделилась режиссер Ксения Никитина. - В этом году другое решение: зрители и авторы - за кадром. У нас будет восемь читок, восемь небольших отрывков из романов, по которым мы хотим показать язык автора, вскрыть характеры героев. Это не спектакли в полной мере, а своеобразный тизер романа. Актеры, примеряя образы героев, которые действовали во время войны, только касаются темы, но в этом уже есть искра, которую, надеюсь, зрители увидят и захотят прочесть произведение целиком.

Первая Открытая литературная школа - «Россия: диалог культур» - работала в прошлом году в этом же месте, в Музее Анны Ахматовой.

- Наша площадка - это прежде всего диалог, обмен мнениями, опытом. Правда, нынче - в режиме онлайн, так диктует пандемия. Но эта необходимость ломает границы. В прошлом году нашу школу ежедневно посещали до ста человек (помещение у нас небольшое), всего прошло около тысячи человек, а посмотрели ее - 200 тысяч! Конечно, мы хотим, чтобы наша аудитория увеличилась. Присоединяйтесь к нашим трансляциям, - призвала Мила Кудряшова.

ДОСЛОВНО

Андрей Аствацатуров

Писатель, филолог Андрей Аствацатуров:

Наша прошлая школа была выстроена как некий диалог культур. Мне показалось, что нам удалось достичь цели. Россия - многонациональная страна, и ее культура должна складываться из диалога. И писателям было полезно друг друга послушать, и нашим слушателям - почувствовать, насколько наша культура взаимообогащается за счет диалога или не обогащается, какие проблемы у нас здесь есть. В этом году наш вызов еще более серьезный. Задача нынешней школы - поговорить о проблемах войны, воюющего человека, о проблемах батальной прозы, осмыслить важный исторический и экзистенциальный опыт. Участники нашей школы - авторы, которые так или иначе описывают батального человека: Герман Садулаев, Ольга Погодина-Кузмина, Наринэ Абгарян, Александр Бушковский и другие.

Когда мы рассказываем про ужасы войны, литература замирает, обращается в немоту - и как соотнести желание описать батального человека и эстетическую реальность, которая все делает красивым и по существу примеряет нас с ужасом? Это почувствовали в конце XIX века в США, в России - Лев Толстой и Гаршин, которые запретили себе красиво описывать войну. В западной и советской, постсоветской литературе существовала проблема изображения окопной правды и умолчания о войне (вспомним автобиографический роман Курта Воннегута «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей»). Нужно ли вообще говорить о войне и возможно ли описывать ее, не впадая в умолчание, как это делает Воннегут, или в трагический абсурд, как это делает, например, американский прозаик Хеллер. Участники литературной мастерской поделятся опытом, будут говорить о специфике воюющего человека, о том, что мы должны предъявить читателю.

Александр Снегирев

Писатель, заместитель главного редактора литературного журнала «Дружба народов» Александр Снегирев:

Большинство из нас, писателей, за исключением Бушковского, не видели войны, не были участниками боевых действий. Человек устроен парадоксально: нас влекут не только спокойные, умиротворенные картины, нас влечет кровопролитие, странные сцены экшен, и художники обязаны с этим работать. Надеюсь, в процессе мастер-классов нам удастся что-то понять о самих себе. Мне кажется, наша школа - чрезвычайно полезная институция, которая поможет участникам, всем нам разобраться в природе человека и, возможно, в перспективе избежать будущих войн.

Ольга Погодина-Кузмина

Писатель Ольга Погодина-Кузмина:

Война - это, помимо всего прочего, форма общественных отношений. На протяжении всей истории человечества через военные конфликты люди двигались к новым целям, перекраивали карты - географические, психологические, ментальные. Моя книга «Уран» отсылает к античной мифологии, хотя события происходят в 1953 году. Это попытка понять, как происходит формирование военного мифа, как война формирует все сферы жизни людей на последующие десятилетия. Думаю, во время мастер-классов мы поговорим о мифологической структуре, понимании войны, о том, как этот миф существует в общественных отношениях, публицистике, художественной прозе.

Андрей Геласимов

Писатель Андрей Геласимов:

Военная тема - важная и сложная тема в прозе. В ней заложен колоссальный драматургический потенциал. Помимо документальной функции, которую несет военная проза, в ней существует и создание антимилитаристского концепта. Вся послевоенная проза, созданная нашими замечательными писателями-фронтовиками, несет отчетливое послание, что война ужасна, она не нужна. Сильные трагические документы - «Они сражались за Родину» Шолохова, прозу Василя Быкова читать без слез невозможно… Мне кажется, было бы здорово максимально дистанцировать военную прозу от политики, а просто рассказывать о людях. В центре каждой истории стоит какой-то лейтенант или старшина, или девушки, как у Бориса Васильева в повести «А зори здесь тихие». Через личную историю передать состояние воюющего человека, максимально уходя от политических оценок, это, на мой взгляд, задача военной прозы.

К СЛОВУ

Мастер-классы проведут: Андрей Геласимов, Наринэ Абгарян, Александр Бушковский, Илья Бояшов, Александр Мелихов, Герман Садулаев, Ольга Погодина-Кузмина, Вадим Левенталь.

Кураторы проекта - писатели Андрей Аствацатуров, Александр Снегирев. Прямые трансляции — на странице Музея Анны Ахматовой ВКонтакте.