Текст и фото: Михаил Визель
В ходе пресс-конференции, проведенной в тульском арт-кластере «Завод Октава», где второй год подряд проходит фестиваль детской литературы «ЛитераТула», был оглашен Короткий список премии. В него из оглашенного 17 июня 39-местного Длинного списка были отобраны шесть произведений, а именно:
• Андрей Аствацатуров «Не кормите и не трогайте пеликанов» (М.: АСТ, Редакция Елена Шубиной, 2019)
• Сергей Беляков «Весна народов» (М.: АСТ, Редакция Елена Шубиной, 2019)
• Ксения Букша «Чуров и Чурбанов» (М.: АСТ, Редакция Елена Шубиной, 2019)
• Софья Синицкая «Сияние “жеможаха”» (CПб, Лимбус-пресс, 2019)
• Саша Филиппенко «Возвращение в острог» (М.: Время, 2020)
• Евгений Чижов «Собиратель рая» (М.: АСТ, Редакция Елена Шубиной, 2019)
Члены жюри мoтивировали свой выбор.
Открывая церемонию, председатель жюри, советник президента Владимир Толстой напомнил, что именно книги первыми прорывали строгую самоизоляцию, и посетовал, что яснополянская премия взяла на себя обязательство не вручать награду одному автору дважды – но в этом году, скрепя сердце, продолжает его соблюдать, что помешало войти в Короткий список провидениям Захара Прилепина и Антона Уткина.
Павел Басинский заявил, что Короткий список в целом отражает уровень современной русской прозы – который чрезвычайно высок, не уступая европейской или американской.
Евгений Водолазкин обратил внимание, что по Короткому списку видно: литература всё дальше заходит в области, которые раньше литературой не считались, в первую очередь нон-фикшн.
Валентин Курбатов, отметивший в этом году восьмидесятилетие, посетовал, что «его старикам», т.е. читателям времен его молодости, было в каком-то смысле легче, у них были ориентиры. А теперь хотя бы даже то, что большая часть книг Длинного списка – «18+» по причине нецензурной брани, причем дамы не уступают мужчинам. «Лев Николаевич – генеральный директор нашей премии, - метафорически напомнил Валентин Курбатов, - и это определяет нашу систему координат, у нас, извините, спрос строже».
«Современные авторы пишут так, что на них невозможно навесить привычных с девяностых годов ярлыков: реализм, постмодернизм, – с восхищением вспомнил прошедшее накануне заседание жюри Владислав Отрошенко. – происходит переформатирование. И то, что мы это зафиксировали на заседании жюри, сделало его историческим».
Алексей Варламов продолжил выдавать «тайны совещательной комнаты», признав, что изначальные намётки, с которыми члены жюри приехали на заседание, подверглись значительной корректировке. Вплоть до того, что Короткий список даже предлагалось расширить.
Общий премиальный фонд составляет 6,7 млн руб. Победитель в номинации «Современная русская проза», традиционно объявляемый в ноябре, получит их них 3 млн. Еще миллион распределится между финалистами.