САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Курортная секта и театральные змеи

Свежевыпущенный томик романов Найо Марш представляет поздний — 60-х годов — период ее творчества

Марш-Мертвая-Обложка
Марш-Мертвая-Обложка
Петр-Моисеев

Текст: Петр Моисеев*

Фото:  Обложка взята с сайта издательства

К этому времени «золотой век» детектива уже закончился, но многие писатели того времени (Кристи, Хейр, Карр) еще продолжали работу. Продолжала ее и Марш. Талантом писателей, перечисленных в скобках, она никогда не обладала, относясь скорее к детективистам второго ряда, но ряда — в целом — достаточно крепкого. Вот и романы «Мертвая вода» и «Смерть в театре „Дельфин“» ругать совершенно не хочется — особенно первый. Предыстория событий «Мертвой воды»: на небольшом островке у берегов Англии есть совсем небольшой поселок.

Трудноватый подросток, забредя к самому обычному источнику, встречает таинственную даму в зеленом, которая предлагает ему ополоснуть в воде источника руки, покрытые бородавками. Бородавки сходят — вокруг источника начинается неистовый ажиотаж, приток туристов на остров поднимает жизненный уровень. Однако формально островок — частная собственность. Его хозяйка, пожилая дама, решает пресечь истерию, которая, того и гляди породит новую секту. И вот тут-то и начинаются интересности — ничего сногсшибательного, но вполне достойно. Когда мисс Эмили Прайд (хозяйка) приезжает на островок, на нее начинают покушаться, и заканчивается все, как и полагается, убийством, но только… совсем другой дамы, мисс Кост — как раз горячо убежденной в целительной силе источника. При этом обстоятельства преступления таковы, что дам могли и перепутать — а значит, убить хотели мисс Эмили. Но ведь угрозы-то и покушения исходили как раз от мисс Кост! Ситуация, милая сердцу любителя детективов. И в целом Марш неплохо разрешит свою загадку: ничего сногсшибательного гурманам ожидать не стоит, однако достаточно интересный образец жанра Марш создала.

Второй роман будет попроще. Основные события начинают происходить лишь в середине книги, а до этого подробно, хотя и живо, рассказывается о молодом режиссере Перегрине Джее, получившем внезапную возможность создать театр своей мечты и поставить в нем пьесу о Шекспире собственного сочинения. Перегрин собирает труппу, и, разумеется, она оказывается клубком змей. Кроме того, таинственный меценат мистер Кондукис передает в руки Перегрина два предмета, принадлежавшие когда-то как лично Шекспиру. И конечно же, происходит убийство — покушение на еще одно убийство — и попытка кражи.

Правда, создать вокруг этого сюжета какую-нибудь необъяснимую ситуацию Марш в этот раз не удалось: перед нами типичный полицейский роман с опросами подозреваемых, проверкой алиби и прочим подобным. Чтобы заинтриговать читателя, писательница добавляет кое-какие тайны из прошлого — например, намекает, что на пошедшей ко дну несколько лет назад яхте мистера Кондукиса произошло нечто зловещее и таинственное. Или — но это уже менее честный прием — начинает утаивать от нас версии происходящего, пришедшие в голову суперинтенданту Аллейну (постоянному и бессменному сыщику в книгах Марш) и другим героям. Да и некоторые значимые детали, которые вспоминаются свидетелям по ходу дела, тоже не совсем правильно скрывать от читателей. Не идет на пользу книге и то, что из всех событий, происходящих до убийства, лишь часть будет впоследствии иметь отношение к преступлению и расследованию. Зачем тогда такие подробности? А ответ прост: Марш была не только детективисткой, но еще и актрисой, драматургом, а также режиссером. Поэтому повествование о театре у нее получилось занимательным и приятным — хотя это и не то, чего ждешь от детектива. Все-таки один знаток жанра не зря заметил, что слишком частое упоминание Шекспира в детективе — это, как правило, плохой знак. Однако одна маленькая загадочка в романе меня все же порадовала: Перегрин Джей, оказавшись в театре как раз в момент убийства, бессознательно подмечает что-то, что напоминает ему о «Вишневом саде». Вплоть до финала кажется, что это может быть очень отдаленной или очень субъективной ассоциацией. Однако оказывается, что деталь очень простая, известная и, видимо, в такой ситуации эта ассоциация могла бы возникнуть у очень многих. При этом деталь действительно имеет отношение к преступлению, поскольку разрушает алиби убийцы.

Короче говоря, Марш этим сборником способна скорее доставить удовольствие, чем заставить скучать. Не будучи детективисткой высшего пилотажа, она достаточно занимательна, чтобы не считать чтение ее романов напрасной тратой времени.

* Петр Моисеев — кандидат философских наук, литературовед, специалист по истории и теории детективного жанра