САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Беременность, рак и переезд в Америку

О чем пишут финалисты «Книгуру-2020»

Текст: Дарья Золотова

«Книгуру» - единственный российский конкурс детской и подростковой литературы, в котором победителей определяют сами дети и подростки. В конце ноября подростковое жюри подведёт итоги одиннадцатого сезона: самое время взглянуть на Короткий список и узнать, чему посвящены пятнадцать включённых в него текстов.

ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК

Больше трети произведений из Короткого списка – не беспримесный реализм, а фантастика, сказка, притча… А фантастическое допущение, как и любая метафора, позволяет ярче подсветить проблему.

Так, в «Той, которая шкаф» Людмилы Потапчук виртуальный мир, в который героиня бежит от травли одноклассников и равнодушия взрослых, представлен пугающе реальным – созданная коллективным воображением зона комфорта, где нет ограничений и проблем, но и развития тоже нет. В него сбегает не только Шура, но и другие разочарованные в жизни: от такой же десятилетней девочки до одинокой пенсионерки. И всё-таки именно Шуре предстоит, узнав изнанку этого манящего мира, выступить против его демиурга.

В «Мишангеле» Юлии Линде выросшие у мальчика Миши крылья – символ детства, детской фантазии, которая пугает зашоренных взрослых. Но рано или поздно с детством всё-таки приходится расстаться – и потому крылья ампутируют, а волшебный фонарь, выросший на месте, где они закопаны, по мере взросления Миши становится всё меньше…

«Восьмёрка» Марии Якуниной – история о ревности, взрослении и выборе в исполнении… нерождённых младенцев.

Здесь дети сами выбирают себе родителей, но вот родители не всегда выбирают их в ответ.

Так случается и с главной героиней по прозвищу Восьмёрка, и ей назначают для Появления не ту маму, какую она для себя хотела. И ей ещё повезло – другой девочке, Эле, и вовсе назначили бездомную. Судьба распорядилась, на роду написано, твердит резонёр-Смотритель, и в мире Якуниной это не просто слова: в итоге всё и впрямь складывается к лучшему.

Любопытно схожи между собой «Девочка-девочка» Ольги Мареичевой и «Трещины» Елены Ядренцевой. Оба – сборники рассказов, городское фэнтези. У обеих – как у Мареичевой видно уже из названия, – на первом плане только девочки. Сказки Мареичевой не связаны между собой, но чаще всего, особенно в первой половине сборника, главный их сюжетообразующий элемент – мамин новый кавалер (а иногда ещё мамин старый кавалер). Кавалеры всегда разные – то король из другого мира, то оборотень, – но всё-таки поднадоедают. Рассказов Ядренцевой, напротив, кажется слишком мало, мир будто бы не успевает раскрыться достаточно – и обрываются словно на полуслове тщательно переплетённые сюжетные линии её героинь. Короли из другого мира, кстати, тут тоже есть – и тоже в роли внезапно объявившихся родственников, с которыми непросто найти общий язык.

Ну а «Прокопий Капитонов» Станислава Востокова – это просто забавная сказка, несколько вторичная по отношению к его же знаменитой «Фросе Коровиной», но способная увлечь младших школьников: чего стоит один козёл Кузя, складывающий из рогов буквы!

ЛИЦОМ К ЛИЦУ СО ЗЛОМ

Зло многолико и к персонажам разных книг является под разными личинами: травля, отсутствие родительской любви, депрессия, смерть близкого человека.

Иногда зло победить нельзя, но, как показывает пример героев спокойной и честной повести Александры Зайцевой «Мы встретили зло», это не значит, что не нужно бороться с ним до последнего. Первоначально племянник (а по ощущениям – почти внук) больной раком Еленовны только фиксирует реальность в блоге, позже, когда надежда исчезает совсем, – создаёт альтернативный мир, где чудо возможно.

В блоге будто бы могут равно существовать два конца, хороший и правдивый – в отличие от реальности и книжной, и настоящей, где конец, увы, всегда один.

В «Подмышке» Ирины Мышковой добру удаётся одолеть зло, и в качестве добра выступает простая эмпатия. Все члены отчётливо дисфункциональной семьи мальчика Димы в конце концов оказываются совсем не злыми, а только эмоционально травмированными людьми, и когда в квартиру богом из машины является Димина учительница, осознают, что нельзя воспитывать ребёнка одним кнутом.

В «Субтитрах» Евы Немеш зло подробно анализируется – популярная блогерша пытается разобраться, почему случаются автобусные аварии, ведущая подкаста и её гостья обсуждают механизмы школьной травли и способы её прекращения. Одна из героинь, Лера Хлебникова, потерявшая руку в аварии, в итоге справляется и с первым злом, и со вторым – становится звездой YouTube назло травме и издевавшимся над ней одноклассникам. А вот сын водителя того злосчастного автобуса сам справиться с травлей не смог и на насилие ответил насилием, умножая зло…

У «Родинки на щеке» Дмитрия Сиротина открытый финал – проблемы Мити к концу не разрешаются, безответная любовь так и не встречает взаимность. И всё-таки его выписывают из психбольницы, а значит, первый шаг к окончательной победе над депрессией сделан. Правда, все прочие пациенты карикатурны и вглубь их проблем автор не вникает. Они – фон для Митиной рефлексии и не более того.

НЕ КОНЕЦ ЖИЗНИ

Иногда достаточно и самой обыденной ситуации, чтобы мир героя встал с ног на голову.

Например, в «Театре “Хамелеон“» Лилии Волковой жизнь Богдана меняет появление новой одноклассницы Василисы, со всеми приветливой, но неуловимо отстранённой. Вслед за ней он приходит в новый школьный театр, который и поможет им открыться друг другу. Пожалуй, это история о Богдане и Василисе в большей степени, чем о театре: их одноклассники набросаны парой штрихов, хотя и ярких, а сюжетная линия классной руководительницы кажется лишней.

На любовных отношениях, причём в двух временных линиях – в 1997-м и 2019-м, – сконцентрированы и «Ладожские тени» Екатерины Каретниковой. И Алина, и Талька утрачивают контакт с парнями, ревнуют их, пытаются понять, нужны ли им эти отношения вообще… Если линии из разных десятилетий и отличаются чем-то, то явно не количеством гендерных стереотипов: ухажёр убеждает Тальку, что женщина не может быть другом, подруга поучает Алину, как следует вести себя с парнем – не казаться умнее его и ни в коем случае не делать селфи, потому что это – диагноз.

В повести Ларисы Романовской «Наутилус останется» главная перемена происходит в конце, хотя готовятся к этому на протяжении всего текста – Витя с мамой переезжают к папе в Америку. А это означает разлуку с друзьями, с домом, с символизирующим всё вечное и незыблемое древним наутилусом на стене московского метро… Не так явно, но в повести поднимается и множество других проблем: отношение к «особым детям» («кошкин вор» Дима), к неблагополучным детям (друг Вити Лёха), клептомания (ещё один друг, Ярик)…

Вряд ли у всех этих историй будет в итоге счастливый финал – но наутилус всё ещё на стене, а значит, жизнь продолжается.

Чем ближе финал, тем необратимее перемены в жизни и героини «Моря Нопы» Анастасии Разумовой. Это вначале безбашенная Ламбада живёт сегодняшним днём, потому что будущее туманно, а прошлое полно боли, и молится перед сном: «Боженька, можно мне никогда не будет больше шестнадцати?» Но повзрослеть и научиться брать ответственность за свои поступки всё-таки придётся: Ламбада познаёт на личном опыте, что вмешиваться в чужие жизни может быть бестактно, а лезть в дела бандитов – попросту опасно для жизни, не только своей, но и чужой.

Одна из самых радикальных перемен в жизни человека – рождение нового человека. Весь привычный уклад, весь быт, даже отношения с семьёй и партнёром меняются, и не всегда в лучшую сторону, как и происходит с Дашей из повести Татьяны Ильдимировой «140 ударов в минуту». Ильдимирова тонко и умно говорит на тему, которую очень легко свести к стереотипам, избегает и осуждения подростковой беременности, и восхваления «щастьяматеринства». Её Даша – живой человек, и ей свойственно всё человеческое: усталость, злоба, разочарование в родителях и одновременно с этим – повторение их ошибок… Но в конечном итоге эта книга о том, что раннее материнство – не конец жизни. Потеря друзей и даже любви – не конец жизни. Плохой период в жизни – не равно жизнь.

В конечном счёте все тексты Короткого списка об этом. На свете есть по-настоящему плохие вещи – болезнь, смерть, ненависть, предательство, – но тяжёлое время кончится, и герои будут жить дальше. Читатели – тоже.