Текст: Михаил Банков, аспирант МГХПА им. С.Г. Строганова, лауреат международных конкурсов иллюстрации BokILL Fest (Novi Sad, Сербия, 2015 г.) и «Образ книги» (Москва, 2017 г.)
Под занавес уходящего ковидного года издательство ЭКСМО объявило о старте конкурса иллюстраций, приуроченного к 100-летию со дня рождения Джанни Родари. Художникам предлагается проиллюстрировать знаменитого сказочника, опираясь на опыт русского авангарда. Однако возникает вопрос: какова связь творчества Родари с авангардными художественными практиками? Подкрепляется ли она традицией иллюстрирования его произведений на родине, в Италии?
Надо признать: да, подкрепляется.
С самой первой отдельной книги, «Приключения Чиполлино», сказки Родари служат источником для вдохновения иллюстраторов. Потому что Родари – реформатор детской литературы. В своих книгах он стремится увидеть современный мир глазами ребенка, а не взрослого. Книги Родари вовлекают маленького читателя в игру, через нее приглашая его к познанию мира. Возможно, именно это привлекло в творчестве Родари знаменитого итальянского художника-авангардиста Бруно Мунари (1907-1998), создавшего замечательные иллюстрации к книгам «Какие бывают ошибки?» (1962) и «Сказки по телефону» (1964). Выдающийся итальянский художник-экспериментатор, реформатор языка искусства, Мунари работал в самых разных сферах: живописи, дизайне мебели, скульптуре, литературе, рекламе, кинематографе. Достаточно напомнить, что это именно Мунари придумал prebooks, тактильные книжки для самых маленьких – с приклеенными «кусочками» шкуры лошади, кожи ящерицы и т.д. Как и Родари, этот «новый Леонардо», как назвал однажды Мунари Пикассо за многосторонность его интересов, реформирует язык образов. Художник как бы «пересоздает» его, «складывая» изображения из простых геометрических элементов, приглашая ребенка к сотворчеству.
Вообще для итальянского футуризма, как и для русского авангарда, характерно стремление к тотальному переустройству мира (вспомним хотя бы Манифест футуристической реконструкции Вселенной 1915 года), а следовательно, формированию человека будущего, личности нового типа. Именно поэтому многие авангардисты уделяли большое внимание педагогическим задачам, что в значительной степени роднит с ними «сказочника Джанни». Быть может, именно эта генетическая связь служит объяснением того, что очень многие иллюстраторы произведений Родари в той или иной степени опирались в своем творчестве на опыт авангардного искусства.
Так, одним из первых иллюстраторов книг Джанни Родари был Эмануэле Луццати (1921–2007), замечательный художник, помимо книжной иллюстрации активно работавший в театре и кинематографе. Мастер неоднократно обращался к творчеству Родари. В 1987 году вышла «Большая книга сказок», в которой Луццати искусно соединяет авангардный метод коллажа с эстетикой детского рисунка. Выразительные образы иллюстратора, созданные легкими, свободными пастельными линиями, погружают читателя в сказочную атмосферу, напоминающую волшебный мир полотен Марка Шагала.
Другой выдающийся итальянский художник-карикатурист Франческо Туллио-Альтан (p. 1942) проиллюстрировал целый ряд книг Родари в своем фирменном стиле, построенном на сочетании открытых цветовых заливок и точного линейного рисунка. Стилистическое единство не мешает художнику по-разному осмыслять произведения писателя: если в иллюстрациях к «Сказкам по телефону» чувствуется тонкая политическая сатира, то в «Гондоле-призраке» мы окунаемся в яркий, таинственный мир венецианского карнавала.
Еще одна замечательная современная итальянская художница Джулия Ореккья, ученица Бруно Мунари, развивает авангардные традиции своего учителя в иллюстрациях к «Книге почемучек». Геометризованные образы ее композиций, мерцающих яркими тонами подобно работам Пауля Клее, создают атмосферу праздника и радости.
Известная итальянская художница Виттория Фаччини проиллюстрировала в 2004 году книгу Родари «Один и семь». Фаччини работает в сложной технике, соединяющей коллаж с карандашным рисунком и акриловыми красками. Легкие, прозрачные образы художницы живут во вселенной, звучащей яркими аккордами открытых цветов, напоминающих живописные полотна Анри Матисса.
Создается впечатление, что авангардность произведений Родари становится со временем все более очевидной, о чем свидетельствуют работы следующего молодого поколения итальянских иллюстраторов, вдохновленных творчеством писателя. Так, Алессандро Санна в иллюстрациях к рассказу Родари «Невидимый Тонино» (2009 г.) подчас создает образы одним густым мазком акриловой краски, дополняя его точной детализацией пером и фломастерами. Герои Алессандро Санна, как и образы Малевича и Лисицкого, окружены белым пространством бумажного листа, что, впрочем, лишь подчеркивает их яркость и грациозность.
Геометрия образов русского авангарда повлияла и на другого итальянского иллюстратора, Валерио Видали. Его легкие, точно играючи созданные иллюстрации к «Сказкам по телефону» (2019) замечательно отражают детскую «оптику» произведений Родари, позволяющих смотреть незамутненным взглядом и анализировать важнейшие жизненные вопросы.
Другая известная художница, Гайя Стелла в иллюстрациях к книге «Дети и куклы» (2019 г.), вдохновлялась, по ее собственному признанию, иллюстрациями Владимира Лебедева. Художница работает на компьютере, благодаря чему ее яркие геометризованные формы отсылают к эстетике компьютерных игр, реактуализируя таким образом творчество Родари в эпоху тотальной дигитализации.
Подчеркивают связь писателя с современностью и иллюстрации Беатриче Алеманья. Замечательный мастер, художница в каждом своем проекте ищет новые решения, пробует новые техники для того, чтобы лучше соответствовать иллюстрируемому тексту. В своей книжке-картинке «Дедушка-путаник» 2020 года она впервые использует эстетику комиксов, переводя литературный текст на язык образов. При этом художница выстраивает сложный диалог между двумя персонажами, соединяя с помощью выносок (так называемых bubbles) несколько различных линий повествования в единый рассказ.
Чрезвычайно точно отражают невероятную, сюрреалистическую фантазию Родари иллюстрации к книге «Какие бывают ошибки?» (2017) молодой итальянской художницы Кьяры Армеллини. Ее запоминающиеся, неожиданные коллажные образы, подобно «Джазу» Матисса, как будто склеены из ярких кусочков цветной бумаги.
Иначе отражает связь творчества Родари с сюрреализмом творчество Олимпии Заньоли. В своих иллюстрациях к рассказу «Человечек из ничего» (2017), художница визуализирует понятие «ничто». Дзаньоли структурирует пространство геометрическими полосами ярких цветов, чье мерцание парадоксальным образом создает «эффект отсутствия», пустой формы. Сама художница говорит, что ряды полос отсылают зрителя к телевизионным помехам, разрушающим иллюзию телевизионного образа и вскрывающим его отсутствие.
Говоря об иллюстраторах книг Родари, нельзя не отметить представителей классической реалистической традиции, до сих пор весьма сильной в Италии. Прежде всего, необходимо упомянуть Рауля Вердини, работавшего с Родари в журнале Il Pioniere. Именно его работы украсили первый тираж книги «Приключения Чиполлино», вышедшей в 1951 г. Яркие, запоминающиеся образы черно-белой графики Вердини оказали существенное влияние на всех последующих иллюстраторов знаменитой истории о бескровной революции в огороде.
Среди них замечательная художница Франческа Германди, проиллюстрировавшая сказку Родари в 2000 году, спустя почти полвека после выхода первого издания. Автор комиксов и мультипликатор, Германди создала галерею ярких, чрезвычайно характерных персонажей, заставляющих нас смеяться и плакать вместе с ними. При этом в образах художницы чувствуется призыв к правде, свободе и справедливости, столь важный для Джанни Родари и столь созвучный нашему времени.
Еще один замечательный представитель «реалистического» направления в итальянской иллюстрации, Фульвио Теста, украсил своими работами книгу «Зоопарк историй», вышедшую в 2009 году. Иллюстрации художника, лауреата многочисленных престижных наград, соединяют в себе стилизацию в трактовке образов с классической организацией композиции и любовной проработкой деталей.
Художница следующего поколения, Мариякьяра ди Джорджио, также стремится переосмыслить классическую традицию. В своих иллюстрациях к книге «Один и семеро» (2017 г.), соединяющих акварельную технику с тонким карандашным рисунком, она создает легкую, лирическую атмосферу, пронизанную воздухом и светом.
Изящные иллюстрации Елении Беретты, исполненные гуашевыми красками, сопровождают читателя в «Путешествии в Италию», своеобразной антологии волшебной географии Родари. Тонкие, грациозные образы, естественно соединяющие привычное и фантастическое, очень точно отражают магический реализм текстов автора, в которых запредельное совершенно естественно вторгается в действительность.
Иллюстрации Симоны Мулаццани к «Приключениям голубой стрелы» (2000 г.), исполненные акриловыми красками, погружают нас в уютную атмосферу необычного магазина игрушек феи Бефаны, приносящей детям подарки на Рождество. Иначе работает художница в иллюстрациях к «Сказкам по телефону» (2013), где она соединяет элементы коллажа и искусного реалистического рисунка.
Итальянский мастер графического романа Мануэль Фьор обратился к творчеству Родари совсем недавно. Его иллюстрации к рассказу «Билл Пианино и тайна огородных пугал» 2020 года сочетают точность рисунка и продуманность соотношений локальных пятен цвета. В то же время история про ковбоя Билла и его верное пианино приобретает в иллюстрациях Фьора чрезвычайную яркость необычностью образов и мощными аккордами открытых тонов.