САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Антропология Маркова

Александр Марков – исследователь и популяризатор науки, поражающий универсальностью и широтой интересов. Рассказываем о его двухтомнике «Эволюция человека»

Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложка взята с сайта издательства
Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложка взята с сайта издательства

Искусство говорить о науке

В рамках стартовавшего Года науки мы рассказываем о научно-популярных книгах проекта «Дигитека»

8 февраля, в День науки, в России стартовал Год науки. Подобно Году литературы 6 лет назад, эта федеральная программа призвана «обнулить» привычное отношение к многочисленным накопившимся проблемам фундаментальной науки и развитию новых технологий в России и, главное, найти их решение. В числе этих проблем – недостаточная популяризация точного научного знания. Что не только позволяет наживаться на человеческом невежестве разнообразным шарлатанам, но и, в эпоху пандемии, прямо-таки смертельно опасно.

Одним из способов решения этой проблемы стала запущенная научно-просветительской программой «Всенаука» «Дигитека» – грандиозный проект по выкупу у издателей авторских прав на лучшие (по мнению экспертов «Всенауки») научно-популярные книги и выкладывание их в открытый доступ для всех желающих.

«Год Литературы» тоже решил не стоять в стороне от такого обширного и своевременного проекта. В течение всего Года науки мы будем просить экспертов в самых разных областях знания, в основном – работающих с единственной в России научной газетой «Троицкий вариант», – ответить на простые вопросы: чем интересна та или иная книга? Что может вынести из нее человек, не имеющий профессионального отношения к освещаемой в ней узкой области научного знания?

Академик Ландау говорил, что настоящая, не высосанная из пальца научная проблема всегда формулируется очень просто – а вот ответ на нее порою оказывается очень непрост. Но мы всё-таки будем стараться и ответы формулировать попроще. Это больше искусство. Смыкающееся с наукой.


Александр Марков. «Эволюция человека. Книга 1. Обезьяны, кости и гены. Книга 2. Обезьяны, нейроны и душа»

М.: ACT, Corpus, 2014

Текст: Юрий Угольников

Александр Марков, которого не стоит путать с полным тезкой – философом, – ещё один исследователь и популяризатор науки, поражающий универсальностью и широтой интересов: он и о древнейших морских ежах напишет, и о происхождении человека вполне доходчиво, красочно и без неточностей расскажет.

Марков – популяризатор, которого приятнее читать, чем слушать. Далеко не всегда – даже у ярких популяризаторов – книжные тексты бывают равноценны выступлениям, не говоря о том, что объём книг на читаемости (и, увы, даже их корректности) сказывается не самым лучшим образом. Яркий недавний пример – «Палеонтология антрополога» Станислава Дробышевского: за это издание Станиславу не попенял только ленивый. А вот двухтомник Маркова об эволюции человека, несмотря на объём, читается легко, почти на одном дыхании, при этом данные поданы весьма корректно и взвешенно.

Конечно, есть теории (вернее, одна теория), которой Марков, безусловно, симпатизирует: это идея Оуэна Лавджоя о значимости стратегии «секс в обмен на еду», для эволюции человека. Марков – можно сказать, главный «лавджоэзианец» в рядах отечественных популяризаторов.

Тем не менее, идеи Лавджоя не кажутся такими уж убедительными (во всяком случае, убеждают не во всём). Хотя сами по себе те факты, на которые обращает внимание исследователь, несомненно, помогают понять эволюцию человека, но вот правильно ли на основании этих биологических фактов выстраивать историю социальности наших предков – большой вопрос. Скрытая овуляция, скажем, распространена и среди самок бонобо, и это, видимо, не связанно с «коммерционализацией» сексуальных взаимоотношений. В теории Лавджоя акцент ставится на взаимодействии полов: скрытая овуляция – способ привязать к себе партнера. При этом конкуренция представителей, вернее представительниц, одного пола за партнера скорее игнорируется. Однако недавнее моделирование показало, что скрытая овуляция помогает как раз-таки избежать агрессии со стороны других самок в период овуляции, тем самым способствуя зачатию и производству большего числа потомков. Эта модель неплохо согласуется с тем, что скрытая овуляция встречается у бонобо, у которых именно самки занимают доминирующее положение и поддерживают своих сыновей, в частности, отгоняют самцов-конкурентов от готовых к спариванию самок низкого статуса.

Сказанное не означает, что Лавджой не прав, но его концепция, а вслед за этим концепции Маркова нуждаются во множестве уточнений (иногда до прямой противоположности). В частности, уже развившаяся скрытая овуляция может стимулировать самцов к более частым спариваниям, а для стимуляции этих спариваний может использоваться «стратегия секс в обмен на еду». Впрочем, ведет ли она к моногамии – тоже большой вопрос, который лучше рассмотреть отдельно.

Речь, однако, всё-таки идёт не о самом Лавджое, а о работе Александра Маркова, и он, несмотря на явную ангажированность, всегда остаётся предельно корректен и объективен.

Пожалуй, единственным недостатком двухтомника можно назвать то, что он внезапно успел уже основательно устареть.

Шутка ли, первый раз он был выпущен ровно 10 лет назад, в 2011 году! Антропология же в последние годы развивается стремительно, в частности, усилиями самого же Маркова. Буквально в прошлом году он с сыном Михаилом разработал игру – модель, демонстрирующую возможные механизмы коэволюции мозга и культуры. Марков довольно подробно рассказал об этой работе. Мне лично она кажется вообще одним из наиболее интересных антропологических исследований прошлого года. Конечно, модель эта всё-таки упрощенная, в частности, видимо, предполагающая наличие устойчивого, если так можно сказать, ресурсного фона: ресурсы, за которые идет конкуренция, могут или оставаться стабильны, или же плавно убывать. И как раз внезапные изменения в объёмах доступных ресурсов могут стимулировать коэволюцию мозга и культуры: когда одни мемы оказываются излишни, а другие ещё не развиты, это требует быстрой выработки одних, быстрого забвения других и немалых интеллектуальных усилий. В условиях обилия оказываются наиболее успешны макиавелистские мемы, позволяющие успешнее бороться за доступный ресурс внутри группы, не затрачивая усилий на их добывание. Наоборот, в условиях, когда ресурсы недостаточны, макиавелистские мемы малоэффективны и порой даже вредны. Собственно, все это модель Марковых и демонстрирует.

В двухтомнике о таком, однако, ни слова нет и быть не могло, но что поделать – наука развивается стремительно, и если двухтомника вам недостаточно, читайте новые тексты того же автора, благо в них сейчас нет недостатка.

Страницы книг на сайте «Всенаука»: том 1 и том 2.