Как и в ЕГЭ по русскому языку, так и в ЕГЭ по литературе есть свои секреты успеха. Конечно, нужно знать всю теорию и желательно прочитать весь кодификатор, дополнив его еще некоторыми поэтами и прозаиками. Но самое главное - не терять времени и делать все четко и быстро, чтобы большую часть отведенного для экзамена времени посвятить написанию сочинений.
За неделю до экзамена мы не будем пересказывать вам всю русскую литературу с момента ее зарождения, но мы можем поделиться некоторыми лайфхаками, которые помогут вам быстро прорешать "тестовую" часть экзамена, сэкономить время и использовать свои же ответы для анализа при написании сочинения.
Предлагаем сделать несколько упражнений, отталкиваясь от того метода, который изложен в видеоуроке.
Упражнение 1: Ответьте на вопросы тестовой части, зная только имя автора и название произведения.
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Задание 1.
В предисловии к «Герою нашего времени» автор называет своё произведение «книгой». Укажите жанр, к которому относится эта «книга».
Задание 2.
Говоря о читательской публике, автор замечает, что «она ещё не знает, что в порядочном обществе и в порядочной книге явная брань не может иметь места». Как называется данный приём, усиливающий смысл высказывания?
Задание 3.
Одна из фраз предисловия завершается вопросом: «…отчего же вы не веруете в действительность Печорина?» Как называются подобные вопросы, заключающие в себе скрытое утверждение?
Задание 4.
Установите соответствие между тремя персонажами «Героя нашего времени», имеющими определённое отношение к главному герою, и их действиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.
Персонажи | Действия |
А) Максим Максимыч | 1) заключит с Печориным необычное пари |
Б) Грушницкий | 2) выступит секундантом Печорина на дуэли |
В) Вулич | 3) организует заговор против Печорина |
4) вынужденно примирится с похищением Бэлы |
Задание 5.
В предисловии к «Герою нашего времени» позиция автора противопоставлена мнению читающей публики. Каким термином обозначаются подобные противопоставления?
Задание 6.
Данное предисловие является неотъемлемой частью «Героя нашего времени». Как называется общая структура произведения, расположение и взаимосвязь его частей?
Задание 7.
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов № 1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Хронология событий, описанных в «Герое нашего времени», нарушена. Поэтому ___________ романа строится не по хронологическому принципу. Печорин — фигура неоднозначная, не принятая и не понятая в обществе. Таких героев, как Печорин, Онегин, Чацкий, называют «_________» людьми.
Ответы:
- роман
- повтор
- риторический
- 413
- антитеза (или контраст)
- сюжет
- сюжет, лишними
Упражнение 2: Ответьте на вопросы тестовой части, зная только имя автора и год создания стихотворения:
Анна Ахматова, 1917
Задание 10.
Назовите средство художественной выразительности, к которому неоднократно прибегает А. А. Ахматова в своём стихотворении («край глухой и грешный», «чёрный стыд» и т. п.).
Задание 11.
Каким термином обозначается одинаковое начало смежных строк в лирическом произведении (Оставь свой край глухой и грешный, / Оставь Россию навсегда)?
Задание 12.
Как называется стилистический приём, усиливающий звуковую выразительность стиха (Не осквернился скорбный дух)?
Задание 13.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в приведённом фрагменте стихотворения. Номера укажите в порядке возрастания.
- 1) гипербола
- 2) эпитет
- 3) оксюморон
- 4) метафора
- 5) инверсия
Задание 14.
Каким размером написано стихотворение А. А. Ахматовой «...Мне голос был. Он звал утешно...»?
Первая строчка: "...Мне голос был. Он звал утешно"
Ответы:
- 10. эпитет
- 11. анафора
- 12. аллитерация (или звукопись)
- 13. 245
- 14. ямб
Как видим, для выполнения тестовой части нет необходимости читать текст, зато, выполнив тест, уже заранее известно, на что обратить внимание при подробном чтении фрагмента/лирического произведения, чтобы написать сочинение-анализ, а не рассуждение или тем более не пересказ.