САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Кора» для школьников и писателей

Как прошла презентация фестиваля-конкурса короткого рассказа «Кора» – совместного проекта ЦГДБ им. А.П. Гайдара и писателя Алексея Олейникова

korafest.ru
korafest.ru

Текст: Елизавета Портная

На отгремевшей «Красной площади» прошла презентация фестиваля-конкурса короткого рассказа «Кора» – совместного проекта ЦГДБ им. А.П. Гайдара и писателя Алексея Олейникова. Первый фестиваль прошёл 16 февраля 2020 года, второй — в феврале 2021. «Кора-Стих», его осенний брат-близнец, фестиваль больших стихов, прошёл в октябре 2020 года.

Название на самом деле является аббревиатурой: «КОроткий РАссказ». Его придумала Татьяна Рудишина, главный библиотекарь ЦГДБ им. А. Гайдара (Москва), эксперт в области детской книги: «Хотелось названия ёмкого, не очень затасканного, и когда стала крутить, то поняла, что «короткий рассказ» как ничто другое великолепно сокращается в «Кору»…».

Татьяна Рудишина рассказывает о "Коре" Фото: Елизавета Портная

Рудишина рассказала о том, как создавался конкурс: всё началось с их с Олейниковым сотрудничества в газете «Первое сентября». «Жизнь настолько «режиссирует» всё сверху, что Олейников, он ещё и мой сосед<…> Одним словом, как-то раз зимой восемнадцатого года сидели мы на моей кухне и размышляли, что бы это могло быть. Мы понимали, что никто из нас находить большие деньги, да даже и маленькие деньги, в общем-то, не в состоянии. Поэтому понимали, что здесь нам нужна хорошая поддержка, больше моральная…»

Однако при поддержке Надежды Эрихман, директора ЦГДБ им. А.П. Гайдара, идею удалось воплотить в жизнь. Основная цель «Коры»: создать платформу, реализующую связь между школьником и современным писателем. «Идея фестиваля пришла учителю, а не писателю Олейникову…», - прокомментировала Рудишина. Рассказы, отобранные для участия в фестивале, безвозмездно размещаются на сайте «Коры». Там они находятся в свободном доступе для юных читателей, учителей, библиотекарей и «в идеале для издателей…». Потому что «Кора» – это еще и шанс для молодых авторов издать свои тексты. Фестиваль сотрудничает с издательством «Волчок», которое регулярно выпускает сборники коротких рассказов – в том числе туда входят рассказы с фестиваля.

Лариса Романовская, писатель, преподаватель, лауреат премии «Книгуру» и один из участников «Коры», рассказала о том, что для неё короткие рассказы: «Я короткие рассказы в первую очередь использую в хозяйстве. <...> Я работаю с читающими детьми в возрасте от шести до шестнадцати лет, [и это тот] контингент, который любит короткое, быстрое и сразу обсуждать. Так что сайт «Коры» - это совершенно прекрасное методическое пособие для любого преподавателя русского и литературы… То есть я короткие рассказы расцениваю сразу с трёх позиций: я как препод понимаю, что это замечательный материал, который можно использовать в работе, я как читатель получаю огромное удовольствие, потому что это ужасно интересно, и я как автор и прозаик смотрю, как реагирует на текст читатель, как реагируют на текст коллеги…»

А «Год Литературы» не удержался и задал участникам презентации несколько вопросов.

Каково было учувствовать в «Коре»?

Лариса Романовская: Это огромное счастье, потому что когда ты понимаешь, что то, что ты делаешь — оно не только для тебя, оно ещё и для кого-то, что есть люди, которые прочтут и дадут комментарий... Может быть, это будет злобный комментарий, может быть, это будет очень тёплый комментарий, но ты сразу получишь отклик. А это как батарейка. Тебе дают отклик, и ты начинаешь двигаться дальше. Неважно: развиваться, переписывать, редактировать, главное, что тебе это помогает.

- Можете ли вы как уже опытный автор дать напутствие писателям, которые хотят учувствовать в «Коре»?

Лариса Романовская: Я как автор десяти книг, как участник семи или восьми конкурсов, как человек, который где-то выигрывал, где-то проигрывал, где-то попадал в финал, где-то побеждал, а где-то не доходил даже до лонг-листа — я призываю не сдаваться. Я призываю писать. Любой рассказ можно исправить, если он уже написан. Поэтому обязательно писать. Если как-то критикуют, если дают разбор текста: обязательно выслушать. Можно не принимать это во внимание, но это немножко влияет, надо развиваться.

- «Кора» — это же не просто конкурс, это конкурс-фестиваль. Что тут от конкурса, что тут от фестиваля?

Татьяна Рудишина: Конкурс – это действительно всё-таки некоторое состязательность между писателями. Фестиваль же – это возможность на разных площадках библиотеки сделать историю для читателей помладше, историю для читателей постарше, историю для педагогов. Хорошо, когда вся эта движуха происходит в разных помещениях библиотеки в один день и так далее. Были бы мы немножко побогаче, можно было бы еще как сделать: например в этот же день, пока у нас рубятся наши детские писатели, а жюри выносят свои вердикты, можно было бы организовать в наиболее интересных библиотеках города выступления финалистов прошлого года. Но просто так просить… Одно дело человек участвует в конкурсе, а вот так вот осчастливливать и ездить по городу – это уже должно быть всё-таки за гонорар. С этим пока у нас непросто.

- Будет ли какая-нибудь особенность у фестиваля-конкурса в этом году?

Татьяна Рудишина: Дожить надо. Во-первых, нужно подумать, что мы будем делать осенью. Дело в том, что поэтическая история оказалась абсолютно непохожей, другой. Сейчас я вспоминаю Яснова, вспоминаю всё, что он говорил тогда, и не знаю, как это теперь устраивать. Будем думать. Но надеюсь, что «Кора» будет продолжаться.