Текст: Игорь Карнаухов
Следующее, что предпринял после успеха «Конька-Горбунка» взошедшая звезда отечественного кино Антон Шагин, это побывал в Перми. В городе на Каме вместе с академическим хором «Млада» и квартетом народных инструментов «Каравай» артист выпустил премьеру литературно-музыкальной композиции «Есенин» на стихи поэта.
Не Безруковым одним
В основу были положены фрагменты четырех автобиографий Сергея Есенина разных лет. На этот стержень нанизаны стихи, отрывки из воспоминаний, реплики Сергея Александровича, зафиксированные мемуаристами. Шагин явился лицом и голосом поэта, таким образом, разрушив монополию Сергея Безрукова на воплощение облика классика в новом столетии.
– Мне важно пробовать себя в качестве исполнителя художественного слова, которое я считаю отдельной профессией. Исчезающей профессией, – заявил артист. – А Есенин – это глыба. Это мощь, это Вселенная, масштаб которой нам ещё предстоит осознавать и понимать.
Явились и малиновое поле, и синь, упавшая в реку, и роза белая с чёрной жабой, и душераздирающий финальный стон из «Пугачёва»: «Дорогие мои… хор-рошие…»
Музыкальное наполнение спектакля в основном составили сочинения на стихи Есенина: более всего вокально-хоровых миниатюр Георгия Свиридова из цикла «Отчалившая Русь», а также «Душа грустит о небесах», – были и «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая» (музыка Григория Пономаренко), «Над окошком месяц» Яна Френкеля, «Мне осталась одна забава» (композитор Сергей Беляев).
Наряду с тем весомое место было отдано устному и музыкальному народному творчеству, ибо фольклор – один из главных истоков вдохновения Есенина.
Не забыли авторы и, что начальный период творчества Есенина относится к Серебряному веку, хоть среди широкой публики об этом вспоминают в последнюю очередь; в антологиях того периода обычно его числят в разделе «крестьянские поэты». Потому наряду с есенинскими включены сочинения на стихи Игоря Северянина («Запевка», музыка Свиридова) и Марины Цветаевой («Монолог», музыка Марка Минкова). С эгофутуристом Северяниным Есенин и его друзья-имажинисты не раз выступали вместе, а Цветаева отдала легендарному современнику дань в своих стихах и воспоминаниях.
Неожиданно возник дух и нашего современника Ильи Кормильцева, автора песен «Наутилуса Помпилиуса»: прозвучали его «Прогулки по воде», хотя связь с Есениным осталась не совсем понятной.
Призрак Москвы кабацкой
По словам художественного руководителя «Млады» Ольги Выгузовой, идея возникла прошлым летом. С тех пор случилась вторая волна пандемии, и иные обстоятельства не позволили сыграть эту премьеру к 125-летию Сергея Александровича, отмечавшемуся в 2020 году.
В любом случае, по мнению пермского хормейстера, само соединение имен на афише: Есенин, столичная знаменитость и хор с восточной оконечности Европы, – тянет на всероссийский масштаб.
Публика пламенно благодарила солиста за каждый монолог, но были моменты, что портили восприятие. Во-первых, пытаясь передать удаль поэта «кабацкого» периода, актер всё повышал голос и доходил до такой степени аффектации, что становилось дискомфортно слушать. Во-вторых, он читал по пюпитру, но при этом всё равно умудрялся сбиваться.
Для Антона Шагина и пермского хора это, между прочим, второй опыт сотворчества. В 2017 году коллектив и артист, тогда более известный стране по роли Мэлса Бирюкова в «Стилягах», выпустили в Перми же программу «17», посвященную 100-летию Октябрьской революции, и среди прочей классики там и тогда звучал Есенин.
Премьера записана на видео, сообщили в администрации коллектива, и может появиться на канале «Млады» на YouTube.
Из других регионов пока предложений о гастролях не приходило.