САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» (1822). 7 класс

Правда ли, что судьба человека «написана» где-то на небесах и мы не в силах ничего изменить? Этот вопрос волнует людей тысячи лет — а ответа всё нет. В помощь школьнику. Первая неделя ноября

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» (1822). 7 класс. В.М. Васнецов. «Встреча Олега с волхвом» / Калужский музей изобразительных искусств
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» (1822). 7 класс. В.М. Васнецов. «Встреча Олега с волхвом» / Калужский музей изобразительных искусств

Текст: Ольга Лапенкова

Александр Сергеевич Пушкин, известный многим нынешним школьникам как весельчак, острослов и любитель дуэлей, действительно был таковым — но при этом он успевал и участвовать в литературной жизни Петербурга, и учить иностранные языки (их он знал не менее 13), и всерьёз погружаться в историю России. Его интерес к «делам давно минувших дней» объясняется самим происхождением Пушкина: одним из его дворянских предков был человек со странным именем Абрам Петрович Ганнибал, известный как «арап Петра Великого».

Великий прадед

Доподлинно восстановить все события жизни этого человека невозможно, но, по одной из самых убедительных версий, А. П. Ганнибал, родившийся в конце XVII века, был настоящим африканцем. Он появился на свет в государстве Абиссиния, которого уже не существует (сейчас это Эфиопия). Современный читатель может предположить, что это был несчастный ребёнок, которому не хватало даже одежды и чистой воды, — но нет: Ганнибал оказался выходцем из знатного, по африканским меркам, рода.

Казалось бы, будущий предок Пушкина вытянул счастливый билет, однако судьба его всё-таки не пощадила: ещё мальчиком он был похищен — и привезён в Османскую Империю, на территорию современной Турции, где его поселили во дворце местного султана. В те времена держать при себе африканских пленных было, можно сказать, модно, ведь необычной внешностью и повадками они развлекали знатных гостей.

Прожив два года вдали от родины, паренёк, наверное, уже смирился со своей печальной участью... но в 1705 году один российский дипломат, оказавшийся в Османской Империи по делам, заприметил юного Ганнибала — и решил выкупить его у султана и привезти Петру I, который тоже интересовался подобными «диковинками». Сказано — сделано: мальчишка приезжает в Россию, принимает крещение, получает имя Абрам Петрович и становится любимчиком Петра I: Император берёт его с собой то в один, то в другой военный поход. От природы умелый и сообразительный, Ганнибал быстро осваивает русский язык, изучает технические науки и военное дело — и стремительно поднимается по карьерной лестнице. И пусть в его жизни не всё идёт гладко, а в 1720-х гг. из-за придворных интриг его отправляют в Сибирь, к 60 годам он восстанавливает своё влияние и даже получает звание генерала-аншефа. До такого титула не могли дослужиться и многие русские дворяне — чего уж говорить про африканца!

Всё дальше и дальше

Итак, А. С. Пушкин с самого рождения был обречён на то, чтобы «закопаться» в истории своего рода. Однако интересы будущего классика не ограничивались одним лишь XVIII веком. В знаменитом Царскосельском лицее его преподавателем истории стал Иван Кузьмич Кайданов — педагог от бога: человек, «горящий» своим делом, притом умевший быть одновременно и требовательным, и добрым. Впоследствии, кстати, именно Кайданов написал учебники, по которым в XVIII веке учились в каждой школе.

Но вот учёба в Лицее закончена; Пушкин выходит на службу в Коллегию иностранных дел, активно участвует в светской жизни Петербурга… Но буквально через три года весёлая жизнь омрачается: за слишком вольные стихи, а также эпиграммы на высоких вельмож и на самого Александра I Пушкина отправляют в ссылку. Не окажись у классика нужных «связей» в высоком обществе, его бы отправили в Сибирь, — но наказание удалось смягчить. Так Пушкин четыре года прослужил в Крыму, Одессе и Кишинёве.

К счастью, свободного времени у поэта было немало, так что, заинтересовавшись историей России с самого-самого начала, он прочитал «Повесть временных лет». Оттуда-то он и почерпнул историю, которая легла в основу «Песни о вещем Олеге». Но, прежде чем разбирать произведение, вспомним: о каком историческом деятеле идёт речь?

Как ныне сбирается вещий Олег…

Как мы знаем, первым русским князем был Рюрик: он правил славянскими племенами с 862 по 879 год и основал династию Рюриковичей, которая прервалась лишь через семьсот лет, то есть в конце XVI века. Однако на момент смерти у Рюрика не оказалось взрослых детей, которые могли бы перенять бразды правления: единственный сын Игорь был слишком молод. Поэтому новым князем был назначен опекун Игоря и, согласно одной из версий, близкий родственник самого Рюрика — тот самый вещий Олег.

Князь Олег получил прозвище «вещий», потому что, как считали многие его приближенные, он обладал даром предвидения. Большинство его военных кампаний были крайне удачными: в начале правления он прибыл в Киев и сместил местных бояр Аскольда и Дира, которые захватили там власть. Затем Киев был объявлен «матерью городов русских», то есть столицей, а после этого Олег подчинил себе ещё несколько славянских племён — и даже «запугал» могущественное государство Византию, которое платило ему немалую дань. Олега и уважали, и боялись: идеальное сочетания для правителя IX века! Но…

(Остановимся, чтобы предупредить: дальше будут спойлеры. Если не хотите испортить удовольствие от чтения «Песни...», отложите на время статью.)

...Но, увы, даже самые великие правители смертны. Вещий Олег не раз избегал смерти: однажды он даже отказался от поднесённого бокала с вином — без какой-то видимой причины, лишь основываясь на интуиции, — и правильно сделал: напиток оказался отравленным. Однако в 912 году он всё-таки покинул сей мир. И вот как, согласно «Повести временных лет», это произошло:

И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо спрашивал он волхвов и кудесников: «От чего я умру?» И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть». Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: «Никогда не сяду на него и не увижу его больше». <...> А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, — на пятый год <...> призвал он старейшину конюхов и сказал: «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?» Тот же ответил: «Умер». Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: «Неверно говорят волхвы, <...> всё то ложь: конь умер, а я жив». И приказал оседлать себе коня: «Да увижу кости его». И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: «От этого ли черепа смерть мне принять?» И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер. <...> И было всех лет княжения его тридцать и три.

Судьба или вина?

«Повесть временных лет» не ставит перед читателем философских вопросов: летописцы лишь описывают историю своей страны. Однако А. С. Пушкин, собравшись написать «Песнь о вещем Олеге», скорее всего, задумался: почему всё-таки умер вещий Олег? Такова была его судьба с самого начала — или он мог избежать гибели, если бы не усомнился в мудрости волхвов и не отправился на место погребения коня?

Напомним, что действие происходит в начале X века, почти за столетие до крещения Руси. При вещем Олеге никто толком не знал, что существует такая религия, как христианство: русичи поголовно поклонялись языческим богам, таким как Перун, Даждьбог, Велес и прочие. Соответственно, самыми почитаемыми представителями духовенства были не священники, а волхвы. Однако у Пушкина вещий Олег забывает об уважении к этим людям — и оскорбляет, пусть и мысленно, того человека, который предсказал ему гибель от коня:

  • Могучий Олег головою поник
  • И думает: «Что же гаданье?
  • Кудесник, ты лживый, безумный старик!
  • Презреть бы твое предсказанье!
  • Мой конь и доныне носил бы меня».
  • И хочет увидеть он кости коня.

Может, вещий Олег потому-то раньше и оставался живым и здоровым, потому что прислушивался к волхвам? А может, он так привык, что ему во всём сопутствует удача, что посчитал себя в чём-то выше остальных людей — и, говоря простым языком, возгордился? Тогда эта мораль оказывается скорее не языческой, а христианской. Ведь именно христиане считают гордыню самым страшным из смертных грехов.

А как у них?

Вопрос, существует ли судьба и может ли человек «обмануть» свою смерть, волновал людей ещё в античные времена. Так, в «Илиаде», написанной родоначальником древнегреческой литературы Гомером в IX веке до нашей эры, одним из важных персонажей является Ахилл. Согласно мифам, этот храбрый воин был сыном богини Фетиды и смертного человека — царя Пелея. Полубоги не обладали бессмертием, однако Фетида так любила сына, что хотела защитить его от любой беды. Поэтому, когда Ахилл был совсем маленьким, она искупала его в реке Стикс: такие «водные процедуры» давали человеку неуязвимость, и, хотя он оставался смертным, ранить его становилось невозможно.

Вот только, опуская малыша в реку, Фетида держала его за пятку: так у будущего прославленного воина всё-таки осталось уязвимое место. Во время же событий «Илиады» один из троянских воинов пустил стрелу в Ахилла, стрела попала в ногу, и герой умер. Отсюда, кстати, и пошло выражение «Ахиллесова пята» — то есть слабое место человека, который кажется непобедимым.

Тема судьбы звучит во многих других древнегреческих мифах — и основанных на них произведениях. Одним из самых знаменитых является, пожалуй, предание о царе Эдипе, которое легло в основу одноимённой трагедии Софокла, жившего в V в. до н. э.

Согласно легенде, давным-давно в городе Фивы жил царь Лай с супругой Иокастой. Однажды он услышал страшное пророчество: его родному сыну суждено убить отца и стать мужем собственной матери!

Царь Лай пришёл в ужас — и, когда Иокаста родила мальчика, повелел его умертвить. Правда, самолично расправиться с малышом он не решился — и отдал его придворному пастуху. Слуга, однако, тоже не смог поднять руку на невинного ребёнка — и передал младенца ещё одному своему знакомому...

В конце концов найдёныша усыновил другой влиятельный богач — Полиб, царь Коринфа. Полиб решил никогда не рассказывать мальчику о том, что он приёмный. Поэтому, узнав то самое пророчество и не желая угрожать родителям, Эдип ушёл из Коринфа и отправился в долгое странствие. Дойдя до Фив, он ввязался в драку и, действительно, случайно убил родного отца. А затем он совершил подвиг — избавил жителей Фив от ужасного чудовища Сфинкса, — и в награду местные вельможи предложили ему взять в жёны Иокасту…

Интересно, мог ли царь Эдип избежать такой ужасной судьбы? Наверное, трагедии можно было избежать, если бы юноша оказался чуть внимательнее к слухам придворных, пришёл к Полибу и заставил признаться, что он — не родной, а приёмный отец. Или?..

К счастью, все эти душераздирающие сюжеты остались в далёком прошлом. Однако главный вопрос — есть ли судьба или наша жизнь лишь череда случайностей — так и не решён. А как думаете вы?