САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Увлекательная наука текстология

Что и почему обсуждали филологи на международном круглом столе “Власть факта”, посвященном памяти Н.А. Богомолова

Текст: Ольга Ермакова (НИУ ВШЭ)

Фото: НИУ ВШЭ (на фото - "круглый стол" 2019 года)

19 ноября в формате ZOOM-конференции состоялся международный круглый стол “Власть факта: цифровой архив и формирование культурной памяти”, речь на котором шла о проблемах современной текстологии. Встреча была посвящена памяти Николая Богомолова (1950–2020), одного из ведущих текстологов нашего времени, скончавшегося ровно год назад от последствий ковида.

Зум-формат позволил соединить не только ученых из различных отечественных институтов и исследовательских центров: ИМЛИ РАН, ИРЛИ РАН (Пушкинский дом), и НИУ ВШЭ, на базе которого встреча и произошла, но и специалистов из Университета имени Гумбольдта (Берлин). Филологи обсуждали, насколько этично полностью публиковать документы, как создавать цифровые архивы и интегрировать их между собой и в каких областях необходимо и возможно применять архивные данные.

Говорили не только о рукописи как о носителе гуманитарной и научной ценности, но и как о важном историческом юридическом документе. Так, Сюзанна Франк из Университета им. Гумбольдта говорила об архиве как об одном из источников «нежеланного наследия».

«В контексте резкого изменения ситуации архив перестает работать как официальная память, подтверждающая легитимность государства, и становится антипамятью, свидетельством несправедливости, нелегитимности власти и государства. С точки зрения государства архив в такой ситуации превращается в нежеланное наследие», – отмечает Сюзанна Франк.

Доктор филологических наук, заместитель директора по научной работе ИМЛИ РАН Дарья Московская говорила об архиве, который может помочь исследователям взглянуть на жизнь писателя под другим углом. Ведь традиционно архив автора – это в первую очередь черновики, записные книжки, рабочие тетради и дневники. Но важную часть биографии любого человека составляют также официальные документы, которые касаются его личности: заявления, стенограммы заседаний и так далее. Поэтому в Институте мировой литературы совсем скоро откроют именно такой архив, который позволит взглянуть на творчество автора в контексте влияния на него политической и экономической сфер. Речь идет о проекте "Стенограмма": Политика и литература. Цифровой архив литературных организаций 1920-1930-х гг".

О том, как документируют жизнь писателя, рассказал книготорговец и создатель сайта “Горький” Борис Куприянов. Он поделился с участниками круглого стола собственным опытом документирования условий жизни писателя, накопленным им как куратором программ в Доме творчества «Переделкино». Так, группа исследователей, которая сейчас находится в Переделкине, подробно собирает информацию о том, где жили писатели и какие памятные места связаны с их творческой деятельностью.

Еще один необычный архив, о котором говорили участники круглого стола, – аудиоархив. Доцент Высшей школы экономики Михаил Павловец рассказал как раз о таком собрании, которое состоит из записей литературных вечеров, собранных филологом Ильей Кукулиным. Такой аудиоархив можно использовать в образовательных целях. Ведь записи литературных вечеров дают возможность студентам узнать больше о современной поэзии и погрузиться в литературный процесс глубже.

Заведующий Отделом фольклора ИМЛИ РАН Владимир Кляус предложил альтернативный взгляд на всеобщую цифровизацию архивов. В своем докладе «Фольклорный архив в цифровом формате: технологический прорыв как мина замедленного действия» филолог рассказал, какие трудности повлек за собой новый формат записи речи людей.

О коллаборации электронных архивов друг с другом говорила сотрудница музея Л.Н. Толстого и преподаватель НИУ ВШЭ Фекла Толстая. На примере проекта «Толстой.Digital» она объяснила, как он может взаимодействовать с национальным корпусом русского языка. Это сотрудничество позволяет пользователям получить больше информации о редких словах, которые присутствуют в текстах писателя, и искать в произведениях варианты дореволюционной орфографии.

Доктор филологических наук и руководитель проекта «История издательства "Всемирная литература" в документах: судьбы творческой интеллигенции России в постреволюционном пространстве сквозь призму издательского проекта Максима Горького» Марина Ариас-Вихиль рассказывала о том, какую роль комментированное издание документа играет в процессе создания и публикации цифрового архива.

О новшествах, которые вводят в электронные архивы, рассказывали Елена Пенская, руководитель проекта “Автограф. XX век” и инициатор проекта Любовь Хачатурян. В этом году портал “Автограф” пополнится тремя новыми архивами: Исаака Бабеля, Алексея Крученых и Андрея Платонова. А значит, у современных текстологов появится больше возможностей для исследования творчества писателей XX века. Электронный архив дает ученым доступ к рукописям писателей во всех аспектах: от первых набросков произведений до белового варианта.

Ежегодный круглый стол, посвященный проблемам современной текстологии, проводится c 2014 года. Но до этого года они носил иное название: "Текст как DATA: рукопись в цифровом пространстве".

Исследование подготовлено при поддержке РНФ. Проект № 19-18-00353, НИУ ВШЭ.