Текст: Михаил Визель
Фото обложек предоставлены издательствами
1. Татьяна Белякова, Анатолий Гин. «Приключения Акипаки. Ле-еня и двигатель прогресса»; Ольга Григорьева, Анатолий Гин. «Приключения Акипаки. Гостиница для монархов». – М.: Билингва, 2021
Авторы этой дилогии, отрисованной Анной Болдиной, поставили перед собой благодарную, но нелегкую задачу – увлекательно изложить такую зыбкую эвристическую материю, как ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – и азы связанной с ней ТРИЗ-педагогики, призванной развивать в учениках творческое мышление. Для чего авторы, Анатолий Гин, основатель проекта Creatime, и его соавторицы, также имеющие к теме прямое отношение, придумали яркого персонажа – прямого потомка Филиаса Фогга и Паганеля, эксцентричного профессора биомеханики по имени Рафаэль Акипаки (эта странная для русского персонажа фамилия, тем не менее, составлена из двух старославянских слов и значит что-то вроде «как еще»), который со своим ручным ленивцем Ле-еней (через длинное "е", а не "ё"!) странствует по всему миру, от Новой Зеландии до Мексики, разражается мини-лекциями на самые разные темы и решает спонтанно возникающие изобретательские задачи, преимущественно в области природоохраны. Вроде создания «гостиниц» для бабочек-монархов. «Всякая проблема – это на самом деле задача» – таков его девиз. А вот задачи создать полноценное художественное произведение авторы перед собой и не ставили.
2. Михаил Логинов. «1724. Почти детективная история, рассказанная отроком Петровской эпохи на страницах своего дневника». Художник Наталия Рябчикова. – М.: Абраказябра, 2021
Новое издательство с трудновыговариваемым, но хорошо понимаемым названием – очередной импринт ветвящегося «Лабиринта», сразу обозначает, чем намерено заниматься, заходя с козырей: книги, как бы приуроченной к 350-летию Петра Великого, которое грядет в мае-июне 2022 года. Коротенькая история 12-летнего «отрока» Васи Афанасьева, жителя новой российской столицы, который где-то обронил настоящий грифельный карандаш (очень дорогой и редкий предмет в его время) и весь день пытается его найти, разворачивается в долгое красочное путешествие по петровскому Петербургу, который только строится и обретает привычные нам очертания. На страницах мелькают звучные имена и гордые силуэты, незнакомые или устарелые слова и диковинные обычаи. О том, что Петр запретил жениться сынам дворянским, не кончившим курс наук, многие слышали. А вы, например, знаете, что в то время мужчины сидели, вытянув вперед ноги, не от недостатка воспитания, а от избытка бережливости? Да-да: чтобы не растягивать на коленках шелковые штаны.
3. Мария Бахарева, иллюстрации Ани Десницкой. «Фермерские рынки мира. Кругосветное путешествие». — М.: Самокат, 2022
Книжный дебют журналистки, контент-менеджера и увлечённого краеведа Марии Бахаревой – можно сказать, идеальный образчик современного страноведения. Географические сведения подаются максимально предметно и осязаемо, через такой всем понятный ракурс, как фермерские рынки, базары, фуд-маркеты разных стран, от иерусалимского Махане-Иегуда и лионского рынка имени Поля Бокюза до эфиопского Бахир Дара и Центрального рынка Ростова-на-Дону – с указанием времени открытия каждого из них, от XIII века до 2004 года. При этом не просто перечисляется, в какое время года куда лучше приезжать, где что можно купить (в том числе – на самую мелкую местную купюру), но и что из этого можно приготовить. И еще на каждом развороте таится квест «найди кота» или «найди монашку». Остается добавить, что художник (и инициатор) книги Аня Десницкая – соавтор мировых хитов «История старой квартиры» и «Поезд отправляется». Ее новый opus magnum изначально задумывался под разноязычные издания – и тоже будет продаваться на многих рынках мира. По крайней мере, книжных.
4. Наталия Крупенина. «Как приготовить пирог из цифр?». Художник Алина Алейникова. – М.: Розовый жираф, 2021
Книга, выпускаемая в рамках издательской программы Политехнического музея, призвана рассказать младшему школьнику, что такое информация, чем она отличается от данных, а те, в свою очередь, от больших данных, пресловутой биг-даты. Например, что когда компьютер подсовывает тебе мультфильмы, «которые тебе могут понравиться» – это не потому, что он хочет с тобой подружиться, а потому, что сайт накопил данные. Это кажется взрослым настолько самоочевидным, что мы порой забываем рассказать об этом детям. И напрасно. А чтобы ребенку было понятнее, авторы отталкиваются от образа круговой диаграммы – того самого «пирога из цифр». Но им одним отнюдь не ограничиваются.
5. Пётр Волцит. «Металлы: физика, химия, история». Художник Виктория Стеблева. – М.: Пешком в историю, 2021
Если предыдущая книга посвящена чему-то наиболее бестелесному – информации, то эта, наоборот, чему-то максимально осязаемому, металлам. И, надо сказать, довольно толстый по меркам детской литературы том (128 стр.) показывает рассматриваемый предмет со всех сторон – химической (чем металл отличается от не-металла?), физической (металлы бывают очень разные, даже жидкие!), технологической (как их получают?), не в последнюю очередь – исторической: как и почему бронзовый век сменяет железный, потом стальной и, наконец, урановый – все это страшно (и) познавательно. Но благодаря виртуозному макету и забавным заголовкам и подзаголовкам – совсем не занудно.
6. Юрий Маслов-Острович, иллюстратор Инга Христич. «Степи, прерии, пампасы. Один год жизни исчезающего биома». – М.: Пешком в историю, 2021
«Пешком в историю» – единственное пока что российское издательство, целиком сосредоточенное на выпуске детского научпопа; и поэтому в нашем обзоре оно представлено двумя книгами. Автор этой, ярославский тележурналист и писатель-натуралист, можно сказать, продолжает традиции советских анималистов Бианки и Чарушина, у которых каждая лесная птичка имела свой характер и говорила своим голосом. Только описывает он не леса, а гигантские безлесые пространства, известные на разных материках под разными названиями, вынесенными в заголовок. Каждый разворот посвящен какому-то одному месту. Они очень разные: где-то это огромные заповедники и «рефугиумы», где-то – относительно небольшой парк на окраине мегаполиса, самозародившийся на месте заброшенной стройки. Но устроены все развороты книги одинаково: в центре автор описывает живую сценку, разворачивающуюся с участием двух-трёх представителей местной флоры и фауны, а на полях объясняет, кто это такие. И, кстати, не боится резких феминитивов вроде «вожачиха» и «вилорожиха»: в дикой природе все определённо.
7. Люси Орнаэрт, пер. с французского Ирины Прессман, иллюстрации Флавии Соррентино. «Грандиозная и удивительная история костюма, тканей, нарядов, тряпок и шмоток!» – М.: Махаон, 2021
История костюма – это совсем иная материя, чем история металлов, но залихватское, как цирковая афиша, название не обманывает: 88-страничная энциклопедия действительно всеохватна, от первых «костюмов», пошитых 30 тысяч лет назад, когда люди впервые сообразили, что звериные шкуры будут греть гораздо лучше, если раскроить и потом сшить их по форме человеческого тела, и до антимоды хиппарей и панков. Что отличает эту французскую книгу от других подобных – авторы не ограничиваются историей античного и европейского костюма, подробно описывая гульфики, кринолины и аксессуары new look, но делают экскурсы в Индию, Китай, Японию. Даже в экваториальную Африку, где костюм был, прямо сказать, весьма минималистичен, но по-своему любопытен.
8. Энн Юнгман, пер. с англ. Ксении Церковской. «Франк Н. Штейн и большой мусорный монстр». Художник Тим Яржомбек. — М.: Книжники, 2021
Штейн – распространённая по всему миру еврейская фамилия, но когда тебя зовут Франк, а среднее имя тебе дали в честь дедушки Нормана, это может привести к неожиданным последствиям. Например, вы с приятелями решили собрать в гараже монстра из мусора, а он возьми да оживи. И начни лопать всё подряд. Правда, исключительно мусор, всех видов. И чем токсичнее, тем лучше. А радиоактивнее отходы – это же вообще деликатес! Британская экологическая сказка была написана очень давно, аж в 1996 году – и поэтому в ней нет практически неизбежной сейчас «актуальной повестки». Но зато присутствует много английского юмора, чудовище Лох-Несс и даже королева английская собственной персоной. Злодеи тоже есть, но мусорный монстр быстро справляется и с ними.
9. Три склянки пополудни и другие задачи по лингвистике / Под ред. А. Бердичевского, А. Пиперски. — М.: Альпина нон-фикшн, 2022 (Серия «Научно-популярные задачи»).
По полноценному «взрослому» объёму и отсутствию картинок эта книга резко отличается от предыдущих. Но основная ее аудитория – всё-таки школьники. Точнее говоря, «олимпиадники» и те, кто желают ими быть. Впрочем, даже те, кто не рвётся к золотым медалям, а просто интересуются тем, как устроены и взаимодействуют разные языки, «прорешают» предложенные задачки с удовольствием. Поди, например, догадайся, в честь кого взял псевдоним основоположник японского детектива Эдогава Рампо. Можно, конечно, «проинтуичить», что в честь Эдгара А. По (и очень хорошо, если вы смогли проинтуичить). Но если разобраться с помощью прилагаемой к каждой теме «сытной» объяснительной статьи в системе японской огласовки, то и интуицию включать не нужно. Остаётся добавить, что книга выросла из регулярной рубрики на сайте elementy.ru. За что ему, сайту, конечно, огромное спасибо. «А на elementy.ru/problems вас всегда ждет свежая задача», - напоминает предисловие.
10. Михаил Казиник. «Музыкальные парадоксы». — М.: Бослен, 2022
В музыкальных и обычных школах ученикам долгие годы вдолбляли, что великие композиторы в париках и фраках – какие-то сверхлюди, озабоченные исключительно осеняющей их небесной гармонией (не чета вам, неучам и лоботрясам). Ничего подобного, со всей страстью своего нешуточного темперамента парирует классический музыкант и популяризатор Михаил Казиник. Ничто человеческое им не просто не было чуждо – но и приобретало масштабы, соразмеряемые с их музыкальным дарованием. Свой несложный тезис автор доказывает с помощью 22 небольших очерков о композиторах разных эпох, от забытого сейчас Генриха фон Бибера и памятного одним лишь «Соловьем» Александра Алябьева до гигантов XX века Бриттена и Шнитке. И что существеннее, как и в предыдущую книгу Казиника, в «Музыкальные парадоксы» впечатаны qr-коды, ведущие на ютубовские ролики разбираемых сочинений, размещённые на сайте самого издательства. Книгу эту нельзя однозначно определить как «детскую». Наверняка и многие взрослые люди благодаря ей впервые узнают и услышат Владимира Ребикова или Чарлза Айвза. И упорядочат свои представления о Вагнере и Прокофьеве. Такой жанр получил отдельное название – «инфотейнмент».
И о нем – в следующий раз.