САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

В Перми сделали мюзикл из «Трех товарищей»

В кулуарах разливали коктейли из романа Ремарка, раритетные иномарки подвесили над сценой

Фото: «Театр-Тетр»
Фото: «Театр-Тетр»

Текст: Игорь Карнаухов

Мюзикл «Три товарища» по одноименному роману Эриха Мария Ремарка (1936) появился в афише «Театра-Театра». На музыку Евгения Загота (Москва) его постановку осуществил художественный руководитель пермского коллектива Борис Мильграм.

Многое из многолинейного сюжета романа на сцену переносить не стали: например, гибель Готтфрида Ленца, месть Альфонса, который разыскал и застрелил его убийцу, отношения Роберта с девушками «Интернационаля», где главный герой «Товарищей» подрабатывает тапёром...

Иномарки от Ремарка

Стержень действия – любовная линия Роберта Локампа (Александр Гончарук) и Пат Хольман (Эва Мильграм). И то, по сценическому сюжету, они познакомились не на дороге, когда Патриция обогнала друзей, а то ли в кафе, то ли просто на улице. Воспоминания о войне, мучающие Роберта в романе, тоже на сцене не воспроизводятся, лишь прорываются в словах героя и то скороговоркой, и то в самом начале: «1917 год, Фландрия… 1918, в госпитале… 1919, революция, голод... 1920, путч»... Зато уже невзначай появляются призраки новой войны в виде неких личностей в коричневой одежде, временами пересекающих сцену и попутно задирающих молодых ветеранов Первой мировой...

Главной декорацией и одновременно метафорой первого действия стало полотно автотрассы, начинающееся от края сцены, уходящее вдаль и перетекающее в фон за сценой.

Такое оформление придает сильное сходство с американской «дорожной историей» (road movie). Его усиливает присутствие четвертого друга троих, Карла, самого любимого их автомобиля, принявшего человеческий облик (Альберт Макаров), тем более, что больше всего он похож на Джокера, только одетого как байкер по моде каких-нибудь восьмидесятых: черный обтягивающий комбинезон, шляпа, сплошная белая маска вместо лица, только без разрисованных губ…

На том заднике-экране периодически появляются настоящие старинные автомобили, подвешенные радиатором вниз (!), и передвигаются вертикально, заставляя содрогаться пришедших на спектакль водителей. Красный кабриолет Mercedes-Benz 290 (1935 года выпуска), чёрный Opel Super 6 (1939) и бежевый BMW 326 (1937) попали в Советский Союз во время Великой Отечественной войны. Потрепанные временем машины разыскивали в разных уголках страны, уговаривая хозяев расстаться с трофеями. Так, «Опель» нашли в Тульской области: его владельцы особенно не хотели расставаться, но согласились, узнав, что реликвия получит вторую жизнь на сцене. Старинный «Мерседес» обнаружили в Татарстане, а BMW – в Крыму. Раритеты отреставрированы под руководством московского режиссера Олега Долина и выглядят будто только что сошли с конвейера!

Тем самым создатели спектакля не только лишний раз впечатляют публику внушительной деталью, но и передали важное увлечение немецкого классика, ставшее одним из постоянных мотивов его творчества.

Все эти ретроиномарки не просто современники Эриха Мария Ремарка, но машины, на которых ездил романист, в которых он разбирался, будучи завзятым автомобилистом и любителем скорости.

В конечном итоге, образы автомашин в его романах списаны с конкретных образчиков.

Ждёт вас и кабаре

Музыку действия составляют регтаймы, чарльстоны, джаз, блюзовые вкрапления и иные стили двадцатых–тридцатых годов. По стилистике, по степени гротеска больше всего сюита первого отделения напоминает мюзиклы Джона Кандера и Фреда Эбба («Кабаре»), считает композитор Евгений Загот.

Вся дорожная, автослесарная, гоночная, а также ресторанная романтика исчезает во втором отделении, действие которого почти всё происходит в санатории, больше похожем на советскую больницу. Там переселившийся к Пат Роберт получает известие, что его друзья продали Карла и все деньги перечислили им. Там главные герои начинают бороться с невидимым врагом, который уже проник в палату и расположился у изголовья Пат, не спеша ожидая момента, когда можно будет беспрепятственно забрать свою жертву... Тут музыка уже представляет собой выдержанный в едином стиле симфонический холст.

– Главной для нас была тема утраты и поиска смысла бытия в атмосфере, переживавшейся массой людей в Европе, особенно в период между двумя войнами, – комментирует Борис Мильграм, режиссёр-постановщик «Трёх товарищей», соавтор либретто (вместе с москвичом Михаилом Бартеневым). – Наш главный герой находит какой-то смысл, трудясь в автомастерской, работая с товарищами над «скоростным железом». Однако в целом он живет одним днем; для уцелевшего на мировой войне есть одно только вечное сегодня. И жизнь расцветает всеми красками только, когда Роберт встречает Пат...

Как оказалось, ничего не даётся навсегда, в том числе и любовь.

У этой истории трагический финал. Но всегда остается надежда... И следует благодарить каждый данный день.

Ещё лучшему погружению в атмосферу романа способствовали коктейли порто-ронко и берри-беллини, предлагавшиеся в театральном баре тремя барменами.