САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Примеры сочинений ЕГЭ по русскому языку

Практикуемся вместе перед экзаменами. Комментарии к сочинению ЕГЭ по русскому языку (задание 27)

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Ниже – очередное сочинение формата ЕГЭ по русскому языку, а также разбор этого сочинения. Текст, по которому это сочинение было написано, взят из открытых источников. При желании его можно легко найти в интернете по представленным цитатам. Здесь же приводить этот текст нет никакого смысла. Не только потому, что это увеличит объём разбора, но и потому, что в идеале проверяющий должен считать суть и краткое содержание текста из самого сочинения ученика. По договорённости, имя и фамилия учащегося указаны не будут. Авторские орфография и пунктуация сохранены.


Почему стоит избегать общения с «жидкими людьми»? Мне кажется, именно этот проблемный вопрос ставит Галина Георгиевна Туз.

Автор раскрывает проблему, говоря о том, что когда-то девушку звала на работу одна дамочка. Эта женщина была очень настойчива, и главная героиня согласилась прийти, но в назначенный день ей отказали. Вот пример того, что такие «жидкие люди», как дамочка, часто желают подчинить себе того, кто им сопротивляется, даже если придется предать кого-то.

Кроме того, стоит обратить внимание и на другой пример «жидкого человека». Один мужчина расспрашивал своих коллег об их долгах, этот процесс доставлял ему удовольствие, он даже «ухал» от удовольствия. Итак, мы видим, что «жидкие люди» стремятся потешить свое самолюбие за чужой счет.

Эти два примера сопоставлены. Они помогают понять, почему же стоит избегать общения с «жидкими людьми».

По мнению Галины Георгиевны Туз, «жидкие люди» склонны подчинять себе тех людей, которые им сопротивляются, чтобы потом предать их, а также зачастую намерены повышать свою самооценку, насмехаясь над другими, поэтому стоит избегать общения с такими людьми.

Соглашаясь с такой точкой зрения, хочу сказать, что «жидких людей» в своей жизни мы встречаем чаще, чем нам кажется.

Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого. Мы приходим в школу, где в каждом классе есть один, а то и два человека, которые над всеми издеваются, но все равно имеют свой круг общения, скажем, своих подчиненных, иными словами, тех, кто из-за страха выполняет все «поручения». Такие люди потом встречаются и в колледже, и в институте, и даже на работе. Мы настолько к ним привыкаем, что или не замечаем их, или же сами становимся «жидкими людьми».

В завершение хочу сказать, что стоит избегать общения с «жидкими людьми», хоть это и очень тяжело, так как они могут заслужить доверие, а через какое-то время, посмеявшись в лицо, предать.

287 слов


Комментарий Анны Токаренко (учитель и репетитор с большим стажем, участник проекта "Год ЕГЭратуры")

Автор сочинения довольно успешно справился с задачей. Одна из проблем исходного текста сформулирована, позиция автора указана. Оба примера-иллюстрации уместны, есть комментарий (для убедительности не лишней была бы цитата).

Строгий эксперт может придраться к анализу смысловой связи: “Эти два примера сопоставлены. Они помогают понять, почему же стоит избегать общения с «жидкими людьми»”. Чтобы не возникло вопросов, стоит выразить мысль содержательнее.

Нужно похвалить автора работы за соблюдение орфографических, пунктуационных и грамматических норм. Молодец!

Важно обратить внимание на речевое оформление.

  • Формулировка позиции автора выглядит слегка тяжеловесно. Если перестроить сложноподчинённое предложение, заменив “подчинять себе тех людей, которые им сопротивляются” на “подчинять себе тех, кто им сопротивляется”, то удастся избежать и неоправданного лексического повтора “людей” - “людьми”.
  • “Зачастую намерены повышать” в этом же предложении = просто “повышают”.
  • В собственном аргументе тоже можно поработать над точностью выражения мысли: “Такие люди потом встречаются и в колледже, и в институте, и даже на работе”. Указательное местоимение “такие” порождает двусмысленность. Какие именно: кто над всеми издевается или кто выполняет их поручения?
  • “Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого” - слишком глобальное обобщение в разговоре о “жидких людях” (само определение “жидковато”), тем более потом речь идет о зачинщиках школьной травли.
  • Некоторый оттенок драматичности придает сочинению слово “предать”. В работе оно звучит трижды, тогда как описанные в исходном тексте ситуации вряд ли можно назвать предательством, т. е. нарушением верности кому-либо, ведь ни одному из “жидких людей” автор не доверяет, что подчеркивается ироничными “дядя” и “дамочка”. Это, разумеется, не ошибка, однако лучше не повторять одну и ту же мысль несколько раз.
  • Стоит отметить, что эмоционально окрашенное слово “дамочка” в работе желательно взять в кавычки. Нужно быть аккуратными и с “девушкой”: не стоит так называть автора. Героинь, впрочем, тоже. Бывают исключения, но, если ситуация не совсем безвыходная, лучше не рисковать.

Старайтесь вычитывать сочинение на наличие повторов:

  • “проблемный вопрос” - “проблему” (проблема и вопрос - синонимы),
  • “...этот процесс доставлял ему удовольствие, он даже «ухал» от удовольствия”, “...стоит избегать общения с такими людьми. Соглашаясь с такой точкой зрения, хочу сказать, что «жидких людей» в своей жизни мы встречаем чаще, чем нам кажется”.

Снижение баллов по критерию К10 “Соблюдение речевых норм” ведет к потере балла за “Точность и выразительность речи” (К6).

Таким образом, эту работу можно оценить на 21-22 балла из максимальных 25-ти.