Текст: ГодЛитературы.РФ
«Музой» принято метафорически обозначать источник вдохновения, креативное начало творчества. Которое издавна принято персонифицировать в виде прекрасной девушки – идеальной возлюбленной поэта. Но на практике отношения поэта и музы бывали разными. Какими именно – рассказывают семь литературных музеев, распределённых по всей нашей стране, от Ярославской и Московской областей до Красноярска и Крыма.
Называть Некрасова "нигилистом" не совсем корректно: он относился к тому "поколению сороковых годов", которое и вырастило, послужило "ролевой моделью" для нигилистов уже настоящих - Писарева, Добролюбова и их очищенного литературного воплощения - тургеневского Базарова. В том числе - и в отношении к жизни. "Тройственный союз" трех ближайших друзей и единомышленников - Некрасова, Панаева и Авдотьи Панаевой - никого не скандализировал и даже не смущал все пятнадцать лет, что он длился.
Но то в Петербурге. А приобретенное благодаря городским издательским (и прочим) доходам ярославское имение Карабиха связано в первую очередь с другой, поздней "музой" Некрасова - 24-летней Феклой Анисимовой, по отношению к которой 48-летний знаменитый поэт и признанный интеллектуал стал своего рода Пигмалионом, "вылепившим" из простой мещанской дочери, крепкой и ловкой, свою верную помощницу... и достойную вдову, на проятжении сорока лет хранившую память о нем.
- Видео предоставлено Государственным литературно-мемориальным
- музеем-заповедником Н. А. Некрасова «Карабиха».