САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

От трех мушкетеров Александра Дюма до трех гангстеров Алексея Толстого

Гослитмузей взялся отметить 220-летие Александра Дюма новой выставкой, протянув ниточку от французского классика к пьесе-памфлету Алексея Толстого «Чертов мост»

Гослитмузей представляет выставку 'Чертов мост: от трех мушкетеров Александра Дюма до трёх гангстеров Алексея Толстого': постеры советских приключенческих фильмов соседствуют с графикой XIX века и театральными эскизами. / Сергей Куксин / РГ
Гослитмузей представляет выставку 'Чертов мост: от трех мушкетеров Александра Дюма до трёх гангстеров Алексея Толстого': постеры советских приключенческих фильмов соседствуют с графикой XIX века и театральными эскизами. / Сергей Куксин / РГ

Текст: Андрей Васянин / РГ

Музей истории русской литературы имени Даля взялся отмечать 220-летие Александра Дюма в своем филиале - доме-музее Алексея Толстого на Спиридоновке.

Алексей Толстой зачитывался "Тремя мушкетерами", обожал авантюрные сюжеты и сам их сочинял: "Похождения Невзорова, или Ибикус", пьесы "Любовь – книга золотая", "Заговор императрицы". В музее решили вспомнить и пьесу-памфлет "Чертов мост" - ее героев с мушкетерами объединила выставка "Чертов мост: от трех мушкетеров Александра Дюма до трех гангстеров Алексея Толстого".

И вот одни сочиненные герои смотрят на других с противоположных стен зала. А между ними зритель, который, по мысли создателей экспозиции, должен задуматься: так ли уж разнятся времена и герои? И почему, взявшись за политический памфлет на актуальную тему (в 1939-м началась Вторая мировая война), русский писатель, вдохновленный Дюма, неожиданно написал остросюжетную трагикомедию о гангстерах, укравших колье королевы.

Вдохновение Толстого передалось худруку Камерного театра Александру Таирову. Ему писатель отдал пьесу, едва закончив ее, - и режиссер-романтик "с колес" взялся ставить комедию дель арте. В ярких красках, нарочито резко обрисовывая образы героев вместе с художником спектакля, бежавшим из франкистской Испании Альберто Санчесом...

Театральный музей имени Бахрушина предоставил для выставки наброски костюмов и образов героев пьесы - включая выброшенных из следующих ее редакций персонажей. Вот, например, эскизы грима рогатой женщины-овцы, рядом зеленоликий и узкоглазый японский солдат Сукари. Красного дерева с раззолоченной ручкой трость "красного графа" Толстого, взятая из фондов Гослитмузея, лежит под стеклом рядом с фотографией артиста Князева, первым сыгравшего гангстера Гарри. В красавчика Гарри по ходу пьесы влюбилась 19-летняя королева Агния - и... очарованный художник Санчес создал несколько ее образов: на крупном плане выделяются подведенные глаза и шляпка с вуалью.

На иллюстрации к "Трем мушкетерам" из "Библиотеки приключений" Атос в мушкетерском плаще приставляет пистолет к голове Миледи, достающей из-за корсажа письмо кардинала: "Берите и будьте прокляты!" - "А теперь, ехидна, когда я вырвал у тебя жало, кусайся, если можешь..." Но герои иллюстраций Ивана Кускова к советскому изданию шедевра Дюма, до черточки запомнившиеся многим подросткам 1970-х, на выставке не только ради этой ностальгии. На стороне Толстого - портреты героев "Чертова моста", какими их увидела ростовская художница Алиса Бошко. В образе Гарри - и мужественность голливудского киногероя, и благородство Атоса. Чувственная гангстерша Зизи, громила Майк - художница увидела в героях Толстого знакомых, узнаваемых для всех времен и мест.

Кураторы продолжают игру в ассоциации, и на витринах появляется Беня Крик с сестрой Двойрой из бабелевского "Короля". Под цветным, работы Санчеса, лимузином премьер-министра из "Чертова моста" - "Антилопа Гну" из "Золотого теленка" (автор Леонид Сойфертис). Здесь же наброски первых иллюстраций героев шедевра Ильфа и Петрова с брутальным Шурой Балагановым. Соединение современных артефактов с историческими как бы освобождает зрителя от чувства сиюминутного времени. Карикатура на молодого Дюма 1840 года, его портрет пером тех же времен, киноплакаты советских приключенческих фильмов 1930-х... А на портрете работы Анастасии Гороховой француз Дюма чем-то неуловимо напоминает совершенно русского писателя. К чему бы это?

rg.ru