САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Сказки: «уходящая натура»

Пермские фольклористы заметили надлом тысячелетней традиции

Фото из краевой газеты «Звезда»
Фото из краевой газеты «Звезда»

Текст: Игорь Карнаухов

Вышли в свет «Русские сказки Пермского края в записях конца ХХ–нач. ХХI века» (издательство «Маматов», Петербург). Релиз продолжает серию «Фольклорный архив», начатую Пермским федеральным исследовательским центром Уральского отделения РАН, и это второй том — первым были «Сказки Евдокии Никитичны Трясциной» (2020).

Похождения медведя на протезе

В отличие от той книги, посвященной одной сказительнице, нынешний сборник включает в себя образчики фольклора, записанные от разных носителей в разных концах края. Всего под одной обложкой более шестидесяти текстов: сказки былинные, волшебные, о животных, бытовые и другие. Книга вобрала в себя тексты, собранные в ходе экспедиций Института этнографии Академии наук СССР, Пермского государственного университета, областного краеведческого музея, организаторов этнофутуристического фестиваля «Камwa» и поездок других собирателей.

— Обратите внимание на римские цифры в названии: мы привыкли, что на обложках стоит обычно: конец XIX–начало XX. И вот теперь — конец XX–начало XXI... — говорит директор краевого дома народного творчества «Губерния», сопричастного проекту, Татьяна Санникова. — Это свидетельствует о том, что наука сделала крупный шаг в осмыслении того, что досталось нам от предков.

Самая ранняя из представленных сказок записана ещё в 1976 году, последняя из экспедиций, «добыча» которой вошла в книгу, состоялась уже в 2020-м. Несколько сюжетов, впрочем, были отражены ещё в «Великорусских сказках Пермской губернии», выпущенных членом Русского географического общества Дмитрием Зелениным в 1914 году.

Оказалось, сказка, самая распространенная на Западном Урале, — «Медведь — липовая (или деревянная) нога».

— Ее рассказывают в каждой деревне! А если не расскажут, значит, это не пермская деревня, — улыбается руководитель проекта, член-корреспондент Российской Академии наук, доктор исторических наук Александр Черных. — «Медведь» есть в репертуаре у тринадцати сказочниц, представленных в книге. А одна из коллег однажды в Бардымском районе столкнулась с «Волком — липовой ногой»…

  • Из сказки «Медведь — деревянная нога»
  • Пошёл, значит, старик на охоту. И, это, увидел медведя, выстрелил – медведь пал. Ну, он думает, что это всё, застрелил он его. Подошёл, и одну ногу ему отрубил, значит... А всего медведя не унесёт, так потом приедет с лошадью и увезёт его. А ногу сейчас принёс домой.
  • Ну, это, шкуру сняли, сварили это дед с бабкой похлёбку, наелись, легли спать. Значит, слышат: ночью кто-то вокруг их дома ходит. И дед говорит:
  • – Кто там ходит?
  • Медведь говорит:
  • – Верни ногу! Зачем взял? Верни мою ногу!
  • Старик:
  • – Дак ты на трёх-то ногах и ходить-то не м́ожешь.
  • А медведь:
  • – Я деревянную ногу сделаю себе!
  • И вот сделал себе деревянную ногу и всё ходил, каждую ночь ходил к ним:
  • – Отдай ногу, отдай ногу!..

Утекающие бусинки

«Состояние сказочной традиции в наше время можно охарактеризовать словами «уходящая натура». Из деревень уезжает молодежь, в них всё меньше семей с детьми — основными слушателями сказок...», — отмечает во вступительной статье к сборнику один из собирателей, доктор филологических наук Иван Подюков.

«А даже талантливый исполнитель, не рассказывая сказок постоянно, забывает их. Поэтому не всегда сказки, включенные в этот сборник, представляют собой развернутые сказочные сюжеты... — продолжает профессор Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. — На состояние традиции влияют и книга, и массовая культура: сказки наполняются новыми, не свойственными им прежде деталями, сказочники в ряде случаев не воспроизводят традицию, а создают авторские тексты, превращая фольклорную сказку в подобие литературной. Все эти изменения мы и пытались показать…»

В самом деле, собеседники (в профессиональной терминологии — «источники») фольклористов и этнографов в последние сорок-пятьдесят лет – это представители второго, а то и третьего и четвёртого поколения полностью грамотных людей, по сравнению со всем предшествовавшим тысячелетием. В отличие от всех прежних эпох эти наши сограждане слушали сказки не только от бабушек и дедушек, но и, например, по радио да ещё и читали их. Также пермяки старшего поколения знакомы со значительными произведениями русской, советской, классической детской литературы, и это отражалось на их памяти и манере рассказывания.

В ряде случаев сказка бывает чрезвычайно близка сюжету из классического собрания А. Н. Афанасьева – будто пермские селяне знакомы с этой Библией русского фольклора.

Инициаторы издания постарались остановить и запечатлеть «уходящую натуру». Важное отличие нового релиза от других изданий в том, что все сказки, опубликованные в книге, записывались в свое время и в блокнот, и на аудионоситель. В том числе образчики фольклора, зафиксированные в 1976, 1980, 1981 годах – тогда на магнитную ленту. Поэтому любой желающий может не только почитать из книжки, но и услышать, как звучит та или иная сказка из первых уст – той самой бабушки, реже деревенского дедушки.

Как и «Сказки Евдокии Трясциной», новая книга снабжена уникальным приложением – флэш-картой с аудиозаписями и видеороликами.

— Мне кажется очень важным, что аудио- и видеоприложение, сопровождающее красивое издание, позволяет услышать живую речь рассказчика. Все эти чарующие цокающие, чёкающие и окающие бусинки звуков, — говорит Татьяна Санникова. — Это само по себе, на мой взгляд, награда тем, кто откроет эту книгу.


Улавливать нюансы ускользающего смысла можно, обращаясь к словарю диалектных, исчезнувших и редких слов (прилагается).

Те, кому не повезет приобрести фолиант, тираж коего – 500 экземпляров, могут услышать это же самое благодаря дому «Губерния», на чьем сайте заведен интерактивный раздел, посвященный книге; там можно внимать тем же голосам. Там же обещают со временем выложить и электронную версию книги.

Почитать детям из стильно оформленного тома, конечно, можно, но в первую очередь это всё-таки научное и научно-популярное издание.