Текст: И.Л. Решетникова, главный специалист РГАЛИ
Аполлон Александрович Григорьев – поэт, литературный и театральный критик, переводчик, мемуарист, идеолог почвенничества, автор популярных песен и романсов. Несмотря на короткий срок своего земного существования, он прожил всего сорок два года, в истории русской поэзии, беллетристики, критики его имя занимает прочное место.
С 1843 г., когда в печати появилось его первое стихотворение «Доброй ночи!», опубликованное под псевдонимом А. Трисмегистов в журнале «Москвитянин», и по настоящий день его стихотворения, критические и теоретические статьи, письма, воспоминания «Мои литературные и нравственные скитальчества», сравнивавшиеся исследователями с «Былым и думами» А.И. Герцена, продолжают переиздаваться. А романсы на его стихи «Две гитары, зазвенев, жалобно заныли…» (Цыганская венгерка), «О, говори хоть ты со мной, подруга семиструнная!» исполняются до сих пор. О большом значении А.А. Григорьева для истории русской литературы говорит и тот факт, что даже в 1922 г., в год столетия со дня его рождения, Пушкинским домом совместно с Отделением изящной словесности академии наук и Русским библиографическим обществом было проведено торжественное заседание и открыта выставка.
За два года до смерти Аполлон Александрович начал писать и публиковать в журнале «Время» воспоминания «Мои литературные и нравственные скитальчества», но не успел довести их до конца, скоропостижно скончавшись от инсульта 25 сентября 1864 г. Кажется, все биографы и исследователи его творчества основываются в своих работах на этих автобиографических заметках.
Будущий поэт родился 16 (28) июля 1822 г. в Москве. К моменту рождения ребенка родители не состояли в браке, и до дня венчания мальчик оставался в Воспитательном доме. Через несколько лет семья переехала из Тверской части Москвы в Замоскворечье. С семи лет мальчик начал получать домашнее образование, его учителем стал студент-медик С.И. Лебедев, затем его сменил И.Д. Беляев, преподававший в те годы в пансионе М.П. Погодина. В 1838 г. Григорьев поступил на юридический факультет Московского университета. В годы студенчества он организовал у себя дома философский кружок, в который входили С.М. Соловьёв, А.А. Фет, Я.П. Полонский, К.Д. Кавелин, В.А. Черкасский, Н.М. Орлов. Он окончил университет «первым кандидатом».
В сороковые годы публиковал в журналах рецензии на драматические и оперные спектакли, статьи и очерки, стихи. Одновременно он занимался переводами («Антигона» Софокла, «Школа мужей» Мольера, «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Паризина», отрывки из «Чайльд Гарольда» Байрона).
В 1850 г. вошел в «молодую редакцию» журнала «Москвитянин». Вокруг журнала М.П. Погодина и С.П. Шевырёва собрался, по выражению Григорьева, «молодой, смелый, пьяный, но честный и блестящий дарованиями» кружок, в который входили А.Н. Островский, А.Ф. Писемский, Б.Н. Алмазов, А.А. Потехин, П.И. Мельников-Печерский, Е.Н. Эдельсон, Л.А. Мей.
Григорьев был главным теоретиком «молодой редакции». В завязавшейся борьбе с петербургскими журналами «оружие» противников чаще всего направлялось именно против него. В эти годы он выдвинул теорию «органической критики», согласно которой искусство, включая литературное творчество, должно органически произрастать из национальной почвы. Подтверждением этой теории стал для него А.Н. Островский, не просто талантливый писатель, а «глашатай правды новой». Поэт посвятил ему «элегию-оду-сатиру» «Искусство и правда» (1854).
В «Москвитянине» Аполлон Александрович работал до его закрытия в 1856 г., после чего сотрудничал с «Русской беседой», «Библиотекой для чтения», «Русским словом», «Русским миром», «Светочем», «Сыном отечества», «Русским вестником», нигде не задерживаясь надолго. В 1861 г. в Петербурге М.М. и Ф.М. Достоевские начали издавать журнал «Время», и Григорьев был приглашен туда. Сотрудники редакции, объединенные общностью идей, относились к нему с искренним уважением. В журнале «Время», а затем «Эпоха» он публиковал литературно-критические статьи и рецензии, мемуары, вёл рубрику «Русский театр».
В год пятидесятилетия смерти Григорьева А.А. Блок написал о нем большую статью «Судьба Аполлона Григорьева». Она начинается словами: «Пятьдесят лет тому назад умер Аполлон Александрович Григорьев, замечательный русский поэт и мыслитель сороковых годов. Из сочинений его издана весьма малая часть: томик стихов и первый том "Сочинений"; то и другое теперь - библиографическая редкость (особенно стихи). <…> Где большая часть рукописей Григорьева – неизвестно».
Фонд А.А. Григорьева, хранящийся в РГАЛИ, состоит из 15 единиц хранения. Материалы поступили в 1941 г. из Государственного литературного музея, до 1965 г. он пополнялся отдельными документами. В состав фонда вошло несколько рукописей его стихотворений, переводы из П. Беранже, «Рашель и правда. Элегия - ода-сатира (славной памяти П. С. Мочалова и живой славе А. Н. Островского и П. М. Садовского)», письма А.А. Григорьева В. П. Боткину, Г.А. Кушелеву-Безбородко; его фотография на почтовой открытке; договор Александра Аполлоновича Григорьева (сына) с Н.Г. Мартыновым об издании сочинений отца. Несколько его писем и других документов хранится в фондах М.А. Загуляева, А.В. и В.Г. Дружининых, А.Н. Островского, Е.Н. Эдельсона.
- Документы:
- 1.Портрет А.А. Григорьева на почтовой открытке РГАЛИ. Ф.160.
- 2.А.А. Григорьев. «Владельцам альбома». Стихотворение. Автограф. Ноябрь 1845 г. РГАЛИ. Ф. 160.
- 3.4. А.А. Григорьев. «Рашель и правда. Элегия-ода-сатира». Стихотворение. Автограф. 1854 г. РГАЛИ. Ф. 160.
- 5. А.А. Григорьев. «Друзьям», «Врагам». Стихотворения. Автограф. 1854 г. РГАЛИ. Ф. 160.