САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Есть за что пропесочить

Что вышло из долгожданного сериала по комиксу Нила Геймана «Песочный человек»

Фрагмент постера к сериалу 'Песочный человек', 2022 / kinopoisk.ru
Фрагмент постера к сериалу 'Песочный человек', 2022 / kinopoisk.ru

Текст: Дмитрий Сосновский

Экранизации суперкультового комикса «Песочный человек» Нила Геймана его огромное фанатское сообщество ждало пусть и не так долго, как протагонист освобождения из плена нерадивых горе-чернокнижников, но почти столь же мучительно. Шутка ли: первые разговоры о переносе истории на экраны – тогда ещё в формате полнометражного фильма – начались в 1990-х, когда графические романы продолжали выходить (серия выпускалась с 1989-го по 1996-й). И вот наконец Netflix разродился первым сезоном десятисерийного шоу. Которое вызывает довольно противоречивые чувства.

Конечно, во-первых, это связано с тем, в какой долгострой экранизация превратилась. Проект – исключительный пример производственного ада, заметно повлиявшего на итоговый результат. Во-вторых, сам статус первоисточника загонял планку на невероятную высоту: среди комиксов «Песочный человек» абсолютно заслуженно занимает особое место и способен заставить пересмотреть взгляды на «молодёжный» формат даже самого закостенелого комикс-скептика.

Что же в нём такого особенного? Ну, как минимум, Гейман перевел жанр на новый уровень, начинив развлекалово для подростков таким количеством отсылок и пасхалок, связанных с реальной историей, мифологией и культурой, далёкой от массовой, вплавив это всё в мрачный, но всё же несущий родовые признаки инфантильности мир DC. Это сейчас все привыкли к тому, что в комиксах бок о бок со всякими суперменами и капитанами марвел орудуют персонажи античных мифов и средневековые герои, а тогда это было редким углублением подхода (нет, понятно, были в Marvel, например, Локи и Тор, но о таких масштабах речи не шло). А уж в смешении реальностей Гейман – мастер, каких мало.

Том Старридж в образе Морфея в сериале "Песочный человек", 2022. Фото: kinopoisk.ru

Итак, по сюжету главный герой Морфей, он же Песочный человек – в общем, Повелитель снов, случайно попадает в заточение оккультистов, пытавшихся вызвать его сестру – Смерть, но напортачивших с заклинанием. Та недотёпам была нужна, чтобы вернуть близких, погибших в ходе шедшей в то время Первой мировой. Угодивший в их лапы по ошибке Оле-Лукойе в этом, понятно, не помощник, но просто так отпускать опасного и могущественного гостя никто не собирается. И беднягу сажают в клетку.

За время его вынужденного отсутствия в мире происходит всякое, в том числе – загадочная эпидемия летаргического энцефалита (достоверный, кстати, исторический факт). Поэтому к моменту, когда Морфею удаётся выбраться из заточения (а в сериале его продержали ещё дольше – чтобы дотянуть возвращение до наших дней), работы по отладке у него оказывается предостаточно. Но первым делом надо найти три похищенных артефакта – усыпляющий мешочек с песком, шлем и рубин с частичкой силы. Для этого приходится пуститься в приключения по разным фантасмагорическим, включая ад, местам и встретиться со всякими неординарными личностями – включая, да, самого Люцифера.

Первый сезон шоу от Netflix вполне прилежно (с незначительными отклонениями) следует фабуле и стилю оригинала, и это определённо то, за что авторов следует похвалить. В отличие от, скажем, создателей «Американских богов» на канале Starz, наворотивших невменяемой отсебятины и превративших отличный и многослойный роман Геймана в мыльную кашу, благополучно закрытую после бесславного третьего сезона.

Кадр из сериала "Песочный человек", 2022. Фото: kinopoisk.ru

Нет, тут непосредственно с адаптацией почти полный порядок – да и сложно было шоураннерам при должных ресурсах (а они у Netflix, естественно, есть) сесть в лужу, имея на руках не просто текст, а уже готовый сборник иллюстраций, которые достаточно просто брать и использовать как образец. В общем, «Песочный человек» действительно красив и визуально насыщен – разве что несколько недостаёт сновидческих трипов, коими наполнен комикс. Но это понятно и простительно – в киношную фабулу многие из них встроить не так просто. Хорош и Том Старридж в образе Морфея – будто срисованный со страниц графических романов, такой же депрессивный готичный нытик, смахивающий одновременно на обоих фронтменов групп Bauhaus и The Cure (чего Гейман, по его признанию, и добивался).

Но, увы, не всё так гладко в остальном. Если менять облик протагониста в Netflix не рискнули, то многим другим не так повезло. Допустим, Гвендолин Кристи в роли Люцифера (Люциферки) – ещё куда ни шло, тем более что звезда «Игры престолов» отлично с ролью справляется. Но потом начинаются совсем уж сомнительные решения. Вот, скажем, упомянутая сестра Сна – Смерть, в комиксах выглядящая соответственно, что кажется вполне логичным, тут обрела облик афробританки Кирби Хауэлл-Баптист. Против игры действительно милой актрисы (а Смерть у Геймана – весьма приятная и обходительная барышня) слова плохого не скажешь, но такой рассинхрон не может не раздражать.

Дальше – больше. Любимца фанатов DC Джона Константина (того самого, его ещё Киану Ривз когда-то играл) и вовсе заменили родственницей Джоанной. Как и в случае с Хауэлл-Баптист, совсем не хочется придираться к умнице и красавице Дженне Коулман, все претензии адресуются авторам.

Гвендолин Кристи в роли Люцифера, Кирби Хауэлл-Баптист в роли Смерти, Дженна Коулман в роли Джоанны Константин в сериале "Песочный человек", 2022. Фото: kinopoisk.ru

Как вы уже наверняка поняли по описанным выше недоразумениям, «Песочный человек» страдает типичным для Netflix (не только для него, но для него особенно) недугом – агрессивным навязыванием всевозможных современных трендов, которыми заменяют «устаревший» контекст конца прошлого века. «Слепым кастом» (это мы ещё про Каина и Авеля не говорили) и боевым феминизмом дело, конечно, не исчерпывается. Едва ли не сильнее в глаза бросается пропихивание однополой любви – ею тут обсыпали почти каждый эпизод. Зачастую – ни к селу ни к городу, совсем никак не влияя на сюжет и просто обозначая свою незыблемую толерантность.

Такие вещи изрядно портят впечатление от неплохого, в общем-то, продукта. Хотя после стольких десятилетий обещаний фанаты могли рассчитывать на большее. Впрочем, как мы теперь хорошо знаем, Netflix может гораздо хуже – достаточно вспомнить второй сезон «Ведьмака».