ЕГЭ по русскому и литературе снова изменили. Насколько сильно и стоит ли сильно из-за этого нервничать - разбираемся с нашими преподавателями из Года ЕГЭратуры.
Текст: Иван Родионов
ЕГЭ по русскому языку снова изменили. Да, пока предварительно – в ноябре, возможно, что-то откатят назад. Но что есть, то есть. К тому же всякие перемены зачастую воспринимаются учениками, родителями и даже педагогами как усложнение. Однако так ли страшны новые КИМы и задания?
Судя по материалам, опубликованным на сайте ФИПИ, изменений много, но все они или косметические, или корректировочные.
Сначала о неоднозначном
Стало меньше первичных баллов, которые можно получить за работу. Было 58, стало 54:
- три из четырёх баллов исчезли из "жирных" заданий 8 и 26 – наиболее комплексных и многоступенчатых:
- - за двадцать шестое задание теперь максимально можно получить три балла (вместо четырёх);
- - за страшное восьмое – тоже три (вместо пяти).
- ещё один первичный балл пропал из банка баллов за сочинение:
- - за К2 ("комментарий к сформулированной проблеме исходного текста") теперь можно максимально получить пять баллов вместо шести.
Про само сочинение. Что поменялось:
- Исчезли ограничения на предельный объём сочинения. Раньше в формулировке оценивания критериев грамотности значилось "150-300 слов", теперь – "150 и более слов".
- Слегка видоизменились критерии оценивания сочинения при наличии фактических ошибок, в связи с этим критерии К1, К2, К3 и К12 тоже откорректированы.
- Смысловую связь между примерами теперь предлагается не "указать и проанализировать", а просто "проанализировать". Логично, формулировка была спорная.
- А вот из К7 и К8 исчезло понятие "негрубая ошибка". Видимо, все орфографические и пунктуационные ошибки теперь стали грубыми.
Теперь про тестовую часть
Вопросы снова меняются местами:
- бывшее второе задание отчего-то стало первым;
- третье – вторым;
- появившееся в прошлом году первое – третьим.
Впрочем, есть и более радикальные изменения.
То самое бывшее третье задание (которое на понимание значений слов) стало другим. Теперь там не одно слово с разными значениями, из которых нужно выбрать верное. А пять разных слов, значения которых могут быть и неверными, и верными, и нам нужно выбрать именно последние случаи. То, что количество правильных ответов неизвестно, кажется усложнением, но пример этого задания, приведённый на сайте ФИПИ, выглядит простым и очевидным. Посмотрим, как будет дальше. А пока так:
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный главный звук. Запишите номера ответов.
- туфлЯ
- понЯв
- дОнельзя
- корЫсть
- Оптовый
Третье задание (бывшее первое) стало заданием повышенного уровня. При этом в нём почти ничего не изменилось, только немного поменялись формулировки. Как давали за него один балл, так и дают. В чём тогда смысл "повышения статуса" задания?
В четвёртом задании (на ударения) теперь тоже не один правильный ответ, а несколько. Кроме того, немного обновлён необходимый для решения задания орфоэпический словарь. Ждите в задании интересные слова – такие как "сосредоточение", например. Кстати говоря, дополнен и словарь паронимов (задание 5).
Девятое задание (на правописание корней) корректируется едва ли не каждый год. Теперь оно стало похоже на задания 10-12. Если раньше в нём было нужно найти ряды слов, объединённых общим типом орфограммы (с проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися гласными в корне), то теперь – просто ряды, в которых пропущена одна и та же буква.
Было как-то так:
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
- торжественный, водоросли, помириться
- касаться, уравнение, слагаемое
- растение, понимать, творец
- заросли, поклониться, зарница
- осознавать, поклониться, логичный
А стало так:
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- заг..релый, непром..каемый, к..мендант
- оп..раться, см..нать (траву), поч..татель (таланта)
- укр..титель (тигров), благосл..вить, симп..тичный
- посв..щение (другу), недос..гаемый, у..звить
- бл..стеть, с..дина (в волосах), прим..рять (поссорившихся)
Наконец, заданию 21 тоже присвоено почётное звание задания высокого уровня сложности.
Вот, собственно, и всё. Кардинальных изменений в ЕГЭ по русскому языку нет. Уточнения, корректировка, унификация заданий. А кое-что, думается, стало даже проще, чем было.
Текст: Татьяна Шипилова
В ЕГЭ по литературе изменений еще меньше, чем в русском языке. Можно сказать, их вообще нет, за исключением одной маленькой формальности.
Дело в том, что ЕГЭ-2022 по литературе закончилось небольшим (а может, и большим, раз таки решили внести изменение) скандалом. В задании 9 (которое до 2022 года было 14) на протяжении нескольких лет формулировка выглядела следующим образом:
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
- анафора
- неологизм
- гротеск
- метафора
- сравнение
Были возможны варианты "использованных в первой/второй/третьей/любой строфе стихотворения". И в ЕГЭ-2022 именно такой вариант и попался. Было дано стихотворение Беллы Ахмадулиной "Дождь в лицо и ключицы..." и формулировка задания была следующей: "Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных в первой строфе стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны".
Перечисление художественных средств представлено выше, а стихотворение вот:
- Дождь в лицо и ключицы,
- и над мачтами гром.
- Ты со мной приключился,
- словно шторм с кораблем.
- То ли будет, другое…
- Я и знать не хочу -
- разобьюсь ли о горе,
- или в счастье влечу.
- Мне и страшно, и весело,
- как тому кораблю…
- Не жалею, что встретила.
- Не боюсь, что люблю.
Как видите, в первой строфе запросто находится метафора и сравнение, а вот анафора есть только в последней строфе, но никак не в первой. И сдающие попали в тупик: анафора точно не подходит, остаётся гротеск и неологизм. Логика проста: неологизмы в школе изучаются самые простые - либо как новообразовавшееся слово, которое только недавно появилось в языке (пр.: селфи), либо в литературе чаще под неологизмами вообще подразумевается окказионализм, т.е. индивидуально-авторский неологизм (пр.: "любёночек" из поэмы Маяковского). Поэтому ученики в большинстве случаев неологизмы видят сразу. И тут в первой строфе ничего подобного они не увидели. Остается только один вариант - гротеск, который часто вызывает вопросы, поэтому многие выбрали именно его.
И, как позже выяснилось, потеряли на этом балл, потому что таки правильный вариант был с неологизмом. Когда ученики рассказали о таком задании учителям и репетиторам по литературе, последние решили все-таки выяснить, какой логики придерживались составители. Оказалось, что логика у них оказалась изощрённая. На общее обращение учителей и репетиторов ответили, что слово "приключился" в данном контексте является... семантическим неологизмом!
И как бы ради бога, семантический так семантический, но загвоздка в том, что в школе подобный термин не изучается, а уж тем более не изучаются такие тонкости. На все возмущения и просьбы не снижать за эту ошибку ученикам баллы представители ФИПИ отписывались стандартными официальными клишированными письмами. Т.е. в КИМах явно была допущена ошибка при составлении заданий, но признаваться в этом никто, естественно, не захотел. А крайними оказались дети.
Такой вывод подтверждают как раз изменения в ЕГЭ по литературе, которые коснулись именно 9 задания. Теперь оно звучит так:
Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Сложность в том, что теперь правильным ответом может оказаться любое количество цифр: может быть всего одна цифра, а могут быть все пять. Ну, правда, вряд ли такие варианты возможны, но от двух до четырех художественных средств теперь явно может набираться. В демо-версии ЕГЭ-2023 задание выглядит следующим образом.
- Мешать соединенью двух сердец
- Я не намерен. Может ли измена
- Любви безмерной положить конец?
- Любовь не знает убыли и тлена.
- Любовь — над бурей поднятый маяк,
- Не меркнущий во мраке и тумане.
- Любовь — звезда, которою моряк
- Определяет место в океане.
- Любовь — не кукла жалкая в руках
- У времени, стирающего розы
- На пламенных устах и на щеках,
- И не страшны ей времени угрозы.
- А если я не прав и лжет мой стих,
- То нет любви — и нет стихов моих!
- (У. Шекспир, перевод С.Я. Маршака)
Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
- анафора
- риторический вопрос
- гротеск
- инверсия
- эпитет
И здесь правильный ответ будет 1245.
Собственно, это и есть все изменения.