![](https://glstatic.rg.ru/crop150x150/uploads/images/2022/09/12/osanov_a68_560.jpg)
Текст: Антон Осанов
Кирилл Куталов, «Ovum» — М.: Издательские решения (Ridero), 2022
Это смесь Пелевина, Кроненберга, Cyberpunk 2077 и той русской смелости, на которую теперь не отваживается никто, кроме нас. Подогретое самобытностью Кирилла Куталова, столь ядрёное литературное зелье кипит настоящим эсхатологическим задором.
Итак, в развитом мире случился Переход, то есть установление прогрессивного матриархата. Право причинять справедливость принадлежит Комитету Сестёр. На Тёмных территориях живут базовые — сброшенные до «заводских» настроек биологические мужчины. Их чистые животные позывы используются для создания нейро-порно, только в котором и разрешено сношаться защищённому от полового насилия населению. Это мир, где за вами может наблюдать крохотный карбоновый шершень, но даже слежка не останавливает от нарушения запретов.
![](https://glstatic.rg.ru/crop400x565/uploads/images/2022/10/03/kutalov_ovum_oblozhka_972.jpg)
«Ovum» сделан так, что порадует как любителей отсылок, так и любителей глубины. Роман перекликается с недавним «Transhumanism Inc.», где роль куталовского Morgenshtern’а отбывает Атон Гольденштерн, заточённый цифровой бог, герой с тысячью лиц. Акцент на нейро-удовольствиях — это брейндансы Cyberpunk 2077, шиком которых считается переживание смерти. Но сильнее всего в тексте проглядывает Кроненберг — в этой живой, влажной, чавкающей биотехнике, подсоединяющейся к телу как ещё один орган.
При этом ассоциативность не делает книгу вторичной, а расширяет горизонт её толкований и связанности. Как на богатом цифровом гумусе, «Ovum» напитывается предшественниками и сплетается в новое, доселе никем не виденное, в «лесной лишай на камне, прикосновение грибницы». Если облупить текст до кожицы, как облупливают яичко, это роман о том, как люди выращивают Бога из собственных желаний и страхов:
— Ovum, — говорил свитер, — это окно в освобождение. Дорога к подлинной реальности. Яйцеклетка. Источник Бога. Конец иллюзий. Ovum залупляет самость и истребляет обусловленности.
Детектив, антиутопия, социальная критика, научная фантастика, киберпанк — всё это только прелюдия, нити двоичного кода, которые свиваются в потаённого Бога. Он проклюнется на стыке жанров и языка, в вымышленном, но таком похожем на нас мире, с той стороны пластиковой скорлупы.
Кем бы он стал в мире новейшей этики?
Идеальным маркетологом, ловцом оргазмов. А после люди бы вновь убили его. И убивали бы раз за разом, в зацикленном эдиповом сне.
Столь грандиозный замысел передан быстрым, детальным языком, способным отбить глубокое чувство в самый простой пример. Пачка денег пахнет здесь забродившим манго, а перед совокуплением пуговицу из застежки ремня именно что «выковыривают». «Ovum» — это плотное насыщенное письмо, «ком галлюциногенной глины».
Текст романа антиэротичен, он превратил великое искусство любви в нейросетку, в смазанный цифровым семенем механизм. Никакой любви. Полная объективация, люди, превращённые… только в людей. Отвратительно. Тошнотворно. И очень реально.
Есть книги, от которых подташнивает всё повествование. А после вся мерзость остаётся внутри, и долго ещё мутит. В «Ovum» желтоватая сперма, отверстия для неё, похоть и цифровой капитал — под самый конец уходят, освобождают занятое пространство, оставляют выздоровевшим и посвежевшим. Ощущение, что попал под трансцендентный душ, и смыло, смыло.
Из-за этой развязки, какого-то обыденного выхода вовне, роман можно сравнить с культовыми «Нейромантом» или «Шаманским космосом». Но «Ovum» проклёвывается в Иное без пафоса, почти в пасторали, в покупке творога у молочника.
Что может быть правдивее? А главное, человечней?
Вот что важно в этом тексте — он выхватил тайное и понял глубинное, но оставил их в темноте. Это пробирает куда сильнее, чем любая возможная откровенность. Вот есть завеса, а в ней «поблёскивает что-то, как будто звёзды или чьи-то глаза».
И это то, что окончательно очищает роман Кирилла Куталова от всех литературных сравнений.
Материал подготовлен в ходе сотрудничества Антона Осанова с Riderò в рамках проекта "Список литературы"