САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Другие России Олега Будницкого

Продолжаем рассказывать о финалистах премии «Просветитель» этого года – на сей раз в его гуманитарной части

www.podpisnie.ru
www.podpisnie.ru

Текст: Юрий Угольников

Олег Будницкий. «Другая Россия. Исследования по истории русской эмиграции»

М.: НЛО, 2021 — 632 с.

Книга Будницкого в текущих исторических обстоятельствах не может не вызывать интереса. При этом, как и следует из подзаголовка, это не монография, а именно разрозненные (хотя и приведенные в определенный порядок) сочинения о первой русской эмиграции – разные по темам статьи, писавшиеся на протяжении примерно 30 лет – с 90-х и по сию пору. Сюжеты, естественно, отражают изменяющиеся на протяжении этого немалого времени интересы автора, сюжеты эти очень отличаются. В книге есть и рассказы об истории золотого запаса России («золота Колчака») или приключениях Петроградской судной кассы, и, по сути, просто публикации архивных документов: переписки различных выдающихся деятелей эмиграции, в том числе, например, послов Временного правительства.

Антибольшевистскую эмиграцию всё ещё принято идеализировать.

Лишь в самое последнее время (опять же, по понятным причинам) стали как-то больше внимания обращать на профашистские высказывания Ивана Ильина, видевшего какое-то время в национал-социалистах возможных союзников по борьбе с большевизмом. Ильин, впрочем, не был одинок в подобных заблуждениях, да и симпатии его продержались только до ареста и вынужденной подписки о прекращении политической деятельности.

Но Ильин, по большому счёту, исключение. Эмиграцию, повторю, принято идеализировать – потому что нам знакома в первую очередь эмиграция творческая. Мы знаем Г. Иванова, В. Ходасевича, В. Набокова, И. Бунина, Л. Шестова. Но эмиграция состояла далеко не только из людей культуры, да и среди покинувших Россию писателей не все были поголовно «гигантами мысли» и «совестью нации». Покинул её и С.А. Соколов (приключениям которого Будницкий посвятил отдельную статью). До революции основатель и главный редактор модернистского издательства «Гриф», после эмиграции Соколов выступил активным антисемитом и этаким эмигрантским Хлестаковым - создал, по сути, виртуальное «Братство русской правды» - организацию, якобы ведшую на территории России антибольшевистскую деятельность. Она, кстати, нашла поддержку в самых разных эмигрантских слоях. Так что, замечу мимоходом, шутки Ильфа и Петрова про «Союз меча и орла» возникли не на пустом месте.

Эмиграция была разной, пёстрой, здесь сошлись люди абсолютно непохожие, с непохожими судьбами. Бежал из России народоволец и социалист В. Бурцев – «Шерлок Холмс русской революции», к услугам которого для разоблачения провокаторов и секретных сотрудников царской полиции (в частности, Азефа) обращались ещё во времена правления Николая II представители различнейших партий, в том числе Ленин и Дзержинский. Это, впрочем, не помешало большевикам после прихода к власти первым же делом Бурцева арестовать.

Это было пестрое и вынужденное собрание не просто людей разных, но людей причудливейших судеб, выбитых из привычной колеи и вынужденных как-то приспосабливаться к новым условиям. Да даже и не «собрание», потому что эмигранты, осевшие в Сербии и Париже, – это разные эмигранты, так что правильней было бы назвать книгу не «Другая Россия», а «Другие России», ведь заграничных Россий было много. Беглецов и оставшихся за границей русских ждала масса неожиданнейших превращений. Бывший социалист и инженер-гидравлик (Б. Бахметев) занимает уже под конец существования Временного правительства пост посла России в США, потом оказывается успешным предпринимателем, чуть ли не спичечным магнатом.

Эти истории читаются как своеобразная приключенческая литература. Нельзя сказать, что после того, как вы закроете книгу, у вас сложится объективное представление об эмиграции: во-первых, всё-таки, несмотря на все трудности заграничной жизни, невероятные взлёты и падения были участью немногих. Столь сложная манипуляция, как продажа ссудной кассы, осталась редким, уникальным событием. Олег Будницкий — профессор факультета гуманитарных наук, директор Института советской и постсоветской истории НИУ ВШЭ — пишет об экстраординарном, а не об обычном. Повседневная жизнь эмигрантов в книге по большей части осталась за кадром (хотя не то чтобы её совсем нет). К тому же Будницкий исключительно пристрастен; у него, несомненно, есть в эмигрантской среде любимчики, взгляды которых он склонен разделять и о которых пишет особенно подробно и оправдательно. Главный его любимец, конечно, «парижский губернатор» – посол Временного правительства во Франции В. А. Маклаков, так и не успевший вручить верительные грамоты, а до эмиграции – представитель правого крыла кадетов, бывший в 1913 году одним из защитников Бейлиса на процессе по делу о ритуальном убийстве. Статьёй о Маклакове книга Будницкого и начинается.

Несмотря на все оговорки, всё-таки перед нами предстаёт довольно сложная картина, показывающая эмигрантов в разных, неоднозначных положениях. Не думаю, что люди, спешно покидающие Россию сегодня, могут вынести из книги какой-то урок. Всё-таки условия сейчас и в первой половине прошлого столетия сильно разнятся.