Текст: Светлана Мазурова, Санкт-Петербург
Художественный руководитель Большого Московского цирка, народный артист России Аскольд Запашный, представитель знаменитой цирковой династии в четвертом поколении, приехал в Петербург, чтобы рассказать о предстоящей премьере спектакля «Кабы я была царица».
Встречу с журналистами в «Литературном кафе» на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки артист начал с чтения «Сказки о царе Салтане…»:
- Три девицы под окном
- Пряли поздно вечерком.
- «Кабы я была царица,
- — Говорит одна девица,
- — То на весь крещеный мир
- Приготовила б я пир».
- «Кабы я была царица,
- — Говорит ее сестрица,
- — То на весь бы мир одна
- Наткала я полотна».
С 30 декабря по 8 января в концертно-спортивном комплексе «Сибур-Арена» на Крестовском острове будет дано 20 представлений новогоднего шоу Большого Московского цирка «Кабы я была царица».
Премьера спектакля состоялась в Москве в 2019 году. Тогда дали 76 представлений, их посмотрели более 250 тысяч зрителей, а потом началась пандемия, известные ограничения, отмены…
Пушкин – и цирк?
Аскольд Запашный: А почему нет? Цирк – искусство великое, универсальное, он может быть разным. Мы попытались максимально окунуть наших зрителей в ощущение сказки – по-настоящему пушкинской, канонической. Воссоздали ее через образы героев, костюмы, но в первую очередь – благодаря языку цирковых трюков. Цирк – это абсолютно сказочное искусство, он открывает зрителям такие возможности человеческого тела и такие способности, которые можно представить себе только в сказке. Что можно летать, жонглировать, разговаривать с животными…
Как мы взялись за «наше все»? Когда я учился в ГИТИСе (а теперь сам там преподаю), мне опытные товарищи говорили: «Аскольд, никогда не берись за Пушкина». – «Почему?» – «Провалишься!» В России много пушкиноведов, посвятивших жизнь его творчеству, изучивших в нем каждую запятую, знающих множество нюансов. Надо быть очень хорошо подготовленным, чтобы ступить на этот тонкий лед. А второй момент – нельзя эксплуатировать великое имя ради своих целей, создавая шоу… Работая над спектаклем, мы старались соблюдать каноны, уважительно, бережно относиться к классике – сохранить ее в оригинале, при этом используя свои цирковые приемы, но не пытаясь показать какое-то свое альтернативное видение, как сейчас модно, придумать ремейки и прочее. Нет. Мы с братом сделали немало представлений за 20 с лишним лет. Росли, набирались опыта. Вместе со своим коллективом.
Как любая приличная российская семья, наша тоже связана с Пушкиным. Наш папа Вальтер Запашный принимал участие в съемках фильма по сказке «Руслан и Людмила». Его супруга Марица играла там роль, а папа дублировал Руслана (имеется в виду – подменял в эпизодах с зверями – Ред.). Для меня эта поэма была большим ориентиром – может, кто-то помнит одно из самых шикарных представлений в советском цирке по этой сказке? Я мечтал когда-нибудь поставить в цирке спектакль «Руслан и Людмила», но, к моему большому сожалению, моя мечта снова отодвинулась – в связи с тем, что Татьяна Навка сделала ледовое шоу «Руслан и Людмила». Наверное, сейчас не время выпускать еще одно представление. Так что выбрали другое произведение.
Что для вас важно в «Сказке о царе Салтане»?
Аскольд Запашный: Несколько лет назад я ставил сказку «Садко». В следующих программах использовал образы сказочных русских героев. Что для меня важно в «Сказке о царе Салтане»? Былинность. И русскость – в современных реалиях она очень важна. Эта сказка – очень русская. Мы не просто визуализировали ее, но и читаем на публике. Мне хотелось выпустить на сцене это замечательное произведение для большой аудитории, в том числе – напомнить про него. Если после нашего представления дети спросят родителей: «А какие еще русские сказки есть? Интересные?», попросят купить (или скачать) книжку, чтобы почитать пушкинские сказки – вот что будет самым большим нашим достижением.
Один из ключевых персонажей спектакля – Александр Сергеевич Пушкин. Он на сцене и читает сказку. Его играет Всеволод Кузнецов, известный актер дубляжа, озвучивший немало голливудских блокбастеров. Это голос Киану Ривза в «Матрице» и других фильмах и Кота в сапогах из «Шрека».
Оживут чудеса. Из моря выйдут 33 богатыря, царевна превратится в лебедя, а князь Гвидон – в комара. Главные злыдни – Ткачиха, Повариха и сватья баба Бабариха – будут сплетничать, завидовать, плести интриги. Белочка – грызть изумрудные орешки… Покажут свое искусство гимнасты, акробаты, канатоходцы, жонглеры, фокусник, клоуны… Будут номера с животными. И балет.
Впрочем, Аскольд Запашный не стал раскрывать все секреты, «ведь цирк – искусство визуальное, пища для глаз. Наша цель – заинтересовать, удивить публику, которая придет в зал. Погрузиться в сказку – разве это не прекрасно? В нашей жизни так не хватает сказок!»