САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Портал» в мир нон-фикшна

Вера Малышкина, главный редактор издательства «Портал» — об избирательных читателях научпопа и о том, каково это вообще: издавать научно-популярную литературу

Вера Малышкина, главный редактор издательства «Портал» / labirint.ru
Вера Малышкина, главный редактор издательства «Портал» / labirint.ru

Интервью: Ирина Мирова

Зимой 2023 года издательству «Портал», специализирующемуся на выпуске нехудожественной литературы, исполнилось 4 года. Пользуясь случаем, мы поговорили с его главным редактором Верой Малышкиной о читателях нон-фикшна, нюансах издания российских и зарубежных авторов и о том, как вообще издают научно-популярную литературу.

О читателях научно-популярной литературы

Начну с того, что научно-популярную литературу читают далеко не все. Чаще всего эти книги выбирают люди с естественнонаучным мышлением. Однако это не значит, что гуманитарий не будет читать такую литературу — все зависит от сферы интересов и желания человека узнать что-то новое.

Если же говорить о нехудожественной литературе в целом, то здесь аудитория гораздо шире. К примеру, популярная психология и медицина пользуются спросом у очень многих людей, вне зависимости от их образования и увлечений. Другое дело, что книги могут быть разными по уровню сложности и, соответственно, предназначаться для различной аудитории. То есть родительский нон-фикшн будет в основном интересен мамам, папам, бабушкам и дедушкам — вряд ли у этих книг может быть бездетная аудитория.

Основная задача нехудожественных книг — быть полезными, решать какие-то проблемы (в том числе получения новых знаний). Но это не исключает и того, что человек может просто получить удовольствие от чтения — многие наши книги не уступают по стилю изложения и сюжету художественной литературе.

О том, что происходит с «литературой самопомощи»

На мой взгляд, основная тенденция — усложнение популярной психологии и медицины. Я имею в виду не сложность изложения, а глубину затрагиваемых вопросов и тем. Например, в конце прошлого века были очень популярны авторские методики самолечения (весьма сомнительные по содержанию и эффективности). Сейчас читатель предпочитает популярную медицину от серьезных авторов, [опирающуюся на принципы доказательной медицины], т.е. стремится прежде всего понять причины недугов, а уж потом осознать, что с этим можно сделать. То же самое и в психологии: если еще 20 лет назад были бестселлерами книги из серии “как выйти замуж” и “как быстро получить много денег”, то сейчас читатель предпочитает серьезную психологическую литературу, посвященную детским травмам (которые мешают налаживанию отношений и успеху в жизни), интересуется химией эмоций, нейробиологическими основами поведения, развитием интеллекта. Люди по-прежнему желают знать, как стать лучшей версией себя — однако теперь им требуется научная основа, мнение маститых ученых, психологов.

Я считаю, что хорошая книга по психологии — это та, которая помогла решить проблему, и для каждого человека она своя. Та же самая история с художественной литературой: не надо ориентироваться на мнение большинства, хорошая книга — та, что понравилась конкретно вам.

О лучших книгах «Портала» и «Достоевском от нон-фикшна»

Если сложить в стопку все выпущенные «Порталом» книги, они поднимутся выше Эвереста.

Самой яркой книгой издательства по праву можно считать «Иммунитет. Путешествие по загадочной системе, благодаря которой мы живы» Филиппа Деттмера. Во-первых, она полноцветная, с великолепными авторскими иллюстрациями — то есть яркая в прямом смысле этого слова (улыбается). Во-вторых, это мировой бестселлер — книга переведена на 20 языков. И, в-третьих, она невероятно интересная. Автору удалось почти невозможное — просто и увлекательно описать работу самой сложной системы организма.

Непревзойденным бестселлером издательства является книга Лоретты Бройнинг «Укроти свою тревогу. Перепрограммируй мозг для счастья». На мой взгляд, сейчас она особенно актуальна. Помимо информации о химии эмоций там дана очень простая методика, позволяющая справиться с беспокойством и приступами паники. Надеюсь, что новинка автора «Статусные игры. Серотонин против кортизола, или Как управлять химией мозга» станет не менее популярной.

Также мне бы хотелось отметить уникальный книжный проект от известного канадского врача Габора Матэ, состоящий из трех книг: «Когда тело говорит "нет". Цена скрытого стресса», «В царстве голодных призраков. Лицом к лицу с зависимостями», «Рассеянные умы. Происхождение синдрома дефицита внимания и исцеление от него».

Все три книги прекрасно знают психиатры и специалисты, работающие с зависимостями и с проблемными детьми по вcему миру. До недавнего времени их приходилось читать в оригинале, [а теперь] книги впервые изданы на русском языке. На мой взгляд, автора можно назвать Достоевским от нон-фикшна. Кстати, он часто цитирует великих русских классиков.

О писателях и издателях нон-фикшна

Я думаю, что не открою секрет, сообщив о том, что при выборе книг для публикации должно соблюдаться три правила: актуальная интересная тема, известность автора в России, стиль изложения и подача материала.

К сожалению, понять, как пишет российский автор, который не издавался ранее, довольно сложно: посты в соцсетях не показатель, это короткие тексты, и порой приходится обращаться к литобработчикам. Для нон-фикшна это абсолютно нормально, так как мы выбираем авторов по их специализации — психолог, ученый и т.п. Они не обязаны быть прекрасными писателями, они должны быть хорошими специалистами, владеющими темой, умеющими доступно ее изложить и привлечь внимание аудитории.

Если автора знают в России, то вероятность, что книга окажется востребованной, сразу возрастает [за счет готовой аудитории читателей]. Если же нет, то тут можно надеяться только на популярность темы и рейтинги книги за рубежом. Все-таки в большинстве своем люди одинаковы во всех странах, их интересуют сходные проблемы. Однако разницу в менталитетах, безусловно, надо учитывать, особенно при переводе и адаптация текста для русскоязычного читателя. Для научно-популярной литературы это имеет меньшее значение, а вот книги для родителей лучше брать от российских авторов.

Читатель стал гораздо более избирательным, особенно в сегменте научно-популярной литературы. Тут научные заслуги автора и его известность очень важны. Однако зачастую выбирать [между известностью и компетентностью] не приходится: книги серьезных ученых, как правило, пишутся совместно с научными журналистами, которые могут быть одновременно и известными, и обладать весьма обширными знаниями. В этом случае на первый план может выйти именно журналист, мы все знаем такие примеры.

Увы, не каждую рукопись можно сделать читабельной, особенно если автор очень трепетно относится к своему тексту. Более того, для некоторых тем требуется редактор с очень высоким уровнем знаний. Решение, стоит овчинка выделки или нет, принимается с учетом очень многих факторов, прежде всего — насколько востребованы автор и тема.

О том, каких книг не хватает

Если честно, мне всегда не хватает хорошей научно-популярной литературы. К сожалению, эти книги нечасто становятся бестселлерами, потому что рассчитаны на не очень большую аудиторию.

Книги, которых не хвататет, мы стараемся издавать сами. [Сейчас] в планах издать очень интересную и красивую книгу художника-мультипликатора Хорхе Чэма и профессора физики и астрономии Даниэля Уайтсона “Часто задаваемые вопросы о Вселенной”. Как вы наверняка догадались, это иллюстрированная книга — уж очень я люблю книги с картинками (улыбается). Надеюсь, читатели ее тоже оценят по достоинству.

Также мы готовим к выходу книгу компьютерного инженера и нейробиолога Джеффа Хокинса “Тысяча мозгов. Новая теория интеллекта”. О его работах хорошо знают в рунете, и я очень надеюсь на успех этого проекта.

Еще хочется попробовать направление, связанное с развитием технологий. У нас уже есть несколько проектов, и я рассчитываю на активный интерес к ним нашей аудитории. Также планируем переиздать современных классиков нон-фикшна, книги которых хорошо известны российским читателям, но по какой-то причине не переиздаются.