САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

В Пермь привезли гравюры Гюстава Доре

На досуге посетители сами могут составить образ Кота в сапогах и Красной Шапочки из паззлов

Гравюра Гюстава Доре из открытых источников
Гравюра Гюстава Доре из открытых источников

Текст: Игорь Карнаухов

В Центральном городском выставочном зале демонстрируются «Шедевры Гюстава Доре» – ряд самых знаменитых серий из наследия классика французского и мирового искусства, крупнейшего иллюстратора литературных произведений, по сей день непревзойденного в этом жанре.

Мало кто не листал в детстве книжек о бароне Мюнхгаузене, Дон Кихоте, Гаргантюа и Пантагрюэле с картинками его работы! Не преувеличение сказать, что наше представление об этих персонажах сызмальства формировалось под впечатлением именно от графики Доре.

Кроме сказок Шарля Перро и рассказов Р. Э. Распе о приключениях достославного фантазера барона – гравюры к ним занимают целую аудиторию, – представлены и иллюстрации к «Потерянному раю» Джона Мильтона, «Хитроумному идальго Дон Кихоту Ламанчскому» Сервантеса, к басням Лафонтена, а также к «Атале» Ф. Р. Шатобриана (1801) и некоторым другим сочинениям менее известных у нас авторов.

Есть и классические иллюстрации к главам Библии, вместе с графикой к «Божественной комедии» Данте они обозреваются в другой отдельной аудитории.

Гравюра Гюстава Доре из открытых источников

Всего около 120 работ. Все они отпечатаны с оригинальных досок в конце XIX века в Британии и оттого считаются подлинниками, сообщила корреспонденту «Года литературы» специалист Центрального выставочного зала Ольга Анисимова. Удачей созерцать эти листы в год 300-летия города на Каме пермяки обязаны в том числе московской компании «Артгит».

Кроме того, пермские библиофилы предоставили на выставку книги с иллюстрациями Доре из своих собраний, таким образом, одни и те же шедевры можно созерцать не только на стене под стеклом, но и на страницах печатного издания.

Желающие ознакомиться с процессом создания гравюры могут здесь же посмотреть документальный фильм, из которого узнать, например, чем литография отличается от ксилографии. В первом случае матрица-форма, с помощью которой печатаются изображения, из камня, во втором – из дерева. К делу появления шедевра на свет могут быть причастны не только художник и писатель, но еще и резчик, а также печатник.

И хоть серьезным подспорьем для нынешних граверов стал сегодня компьютер, филигранная ручная работа с восхищением воспринимается и современными людьми.

Есть и интерактив. Посетители на досуге могут сами собрать увеличенную копию картины Доре, изображающую Кота в сапогах или Красную Шапочку, из крупных паззлов. Аттракцион пользуется популярностью, занятие нравится не только юным любителям искусства, но и взрослым.

«Шедевры Гюстава Доре» (6+) доступны в Перми по 21 мая.

КСТАТИ

Поль Гюстав Доре (1832–1883) родом из Страсбурга, его отец был инженером-мостостроителем. Начал рисовать в четыре года, а уже в десятилетнем возрасте выполнил свои первые иллюстрации к «Божественной комедии» Данте. Не получил художественного образования как такового, но много времени проводил в залах Лувра, изучая картины старых мастеров, и в Национальной библиотеке. В предисловии к его первому альбому литографий, появившемуся в 1847 году, издатель Обер сообщил: «Подвиги Геркулеса» задуманы, выполнены и литографированы художником пятнадцати лет, который научился рисовать без учителя и классических штудий».

Графика к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» Рабле явилась уже новым словом в искусстве книжной иллюстрации. Классикой остаются и цикл к «Дон Кихоту», и рисунки к «Приключениям барона Мюнхгаузена», появившиеся в 1863 году.

Слава о Доре ещё при жизни художника разнеслась за пределы Франции. Во всем мире о нём заговорили как о мастере, способном своим талантом обессмертить и заурядную повесть. Из издателей за право заполучить его работы к готовящейся печати выстpаивалась очередь.

В общей сложности гравюры Доре содержатся в книгах более 4 тыс. наименований.