Текст: Дмитрий Сосновский, Татьяна Шипилова
«Прогрессивные» старания студии Disney, которая изо всех сил (и не без некоторого успеха) пытается отобрать у Netflix звание самого толерантного и «разнообразного» производителя медиаконтента, мягко говоря, далеко не всегда встречает понимание и поддержку у зрителей. И даже у западных кинокритиков, несмотря на то, что они сами полностью заряжены на пресловутую «повесточку» и изначально готовы во всём поддержать любое «благое» начинание.
Отчасти дело, очевидно, в самом качестве выпускаемой в последнее время «Диснеем» продукции – в большинстве случаев оно никуда не годится, несмотря на ресурсы, которые компания в неё вкладывает. А отчасти – в той навязчивости, с которой продвигаются эти самые тренды.
Вот, например, свежевышедшая «Русалочка», игровой ремейк знаменитого мультика, основанного на сказке Ханса Кристиана Андерсена. С появления первых промо-материалов публика беснуется по поводу выбора главной актрисы – Ариэль играет юная темнокожая особа по имени Холли Бэйли.
Тизеры и трейлеры на YouTube исправно топили в дизлайках, оставляя ёрнические комментарии в стиле флэшмобов, посвящённых «Ведьмаку» и «Кольцам власти».
Создатели вяло огрызались, утверждая, что Бэйли взята на роль исключительно благодаря своим невероятным талантам, а сама бедняжка предсказуемо жаловалась на царящий вокруг расизм.
Первые оценки «Русалочки» показали, что подобные отповеди убедили далеко не всех – рейтинг на крупном агрегаторе Rotten Tomatoes показал унылые 50% «свежести» у критиков. Сейчас его всеми правдами и неправдами натянули аж на 71% (у зрителей позже появились 85%), что для такого масштабного и амбициозного ремейка любимой многими поколениями сказки тоже не слишком впечатляет.
А вот с чуть ранее вышедшей переделкой другого классического мультика – «Питера Пэна» – всё вышло ещё более скверно. Основанный на сказке Джеймса Мэтью Барри фильм, получивший «более актуальное» название «Питер Пэн и Вэнди» (странно, что не «Вэнди и Питер Пэн» – помните хоррор «Гретель и Гензель»? – или вообще не просто «Вэнди») стал буквально самым худшим в истории студии Disney.
11% «свежести» у зрителей – вот это мощный рекорд! У критиков – 62%, и видно, как несчастные изо всех сил пытались найти в ленте хоть что-то хорошее.
Это выдающееся «достижение» вошло в историю, потому что ничего настолько ошеломительно плохого «Дом мыши» ещё не делал: предыдущие диснеевские антирекорды принадлежали недавнему «Пиноккио» Роберта Земекиса (28%) и «Мулан» (47%).
В студии, впрочем, тоже явно догадывались, что эта поделка никуда не годится, и постеснялись выпустить её в кинотеатрах, как и «Пиноккио», отправив ленту сразу на свой стриминговый сервис Disney+.
Это было немного статистики, а теперь более тезисно. Ладно бы, проблема была только в темнокожести героев, в конце концов, кто знает, как выглядят мальчики из выдуманной страны и такие же выдуманные феи, тем более что Яра Шахиди, сыгравшая Динь-Динь, очень даже мила. Но мила она, увы, именно что только внешне. Слишком мало эмоций, слишком большая зацикленность на экзотичности, а не на актерском мастерстве. Кто помнит фею Динь-Динь, тот помнит и то, что ей не нужно было ничего говорить, чтобы быть одним из самых ярких персонажей диснеевского же мультфильма.
Тоже самое произошло и с Питером Пэном в исполнении Александра Молони. Как-то принято считать, что лучше детей и животных никто не играет, потому что они вот именно что играют. Но этот юный актер индийского происхождения с ролью мальчика-непоседы совершенно не справляется. Он настолько топорно изображает любую мысль, которая возникает в его голове, что волей-неволей задаешься вопросом, как вообще он прошел кастинг на роль почти культового персонажа.
Капитан Крюк в исполнении Джуда Лоу – единственное, что пытается спасти этот фильм, но увы, он тут выглядит как матерый волк, заглянувший на детский утренник. Глаза ему сделали разного цвета для пущей зловещности, что очень сильно напоминает образ Гриндевальда из «Фантастических тварей». Но, хоть его историю и дополнили, углубив бывшей дружбой с Питером, из-за чего, оказывается, и развилась эта культовая вражда, даже подобные детали не вывозят фильм даже в сторону средней положительной оценки.
Героини обеих экранизаций претерпевают изменение характера в угоду современным тенденциям, но при этом в Ариэль это заметно не так выпукло, как в Венди. Обе оказываются непокорными и самостоятельными, обе в последний момент спасают Эрика/Питера от антагониста, то есть обе оказываются настолько независимыми во всех планах, что герои рядом с ними кажутся если не слабаками, то вечно нуждающимися в помощи и спасении. Мало того, что среди Потерянных мальчиков теперь присутствуют и... девочки(!), что уходит от авторской мысли о том, что девочки «слишком умны, чтобы выпасть из коляски», так и Венди теперь не собирается ни для кого быть мамой, она вообще-то воин, а не сиделка будет наравне со всеми сражаться с Крюком и победит.
Забавно, но в этом мужском баттле именно Эрик проигрывает Питеру: на протяжении всего фильма он только и делает, что попадает в неприятности, а Ариэль только и делает, что его спасает. Урсулу в мультике убивает именно Эрик, теперь же не он совершает подвиг, а лишь помогает совершить его Ариэль, отвлекая морскую ведьму на себя. И в итоге будет даже не удивительно, если капитаном корабля, на котором главные герои в финале таки отправляются в путешествие, в итоге станет именно Ариэль. Ну а что – Жасмин же стала не так давно султаном.
Визуальная составляющая в обоих фильмах красивая, но кого сейчас этим удивишь? Детям лишь бы было ярко и красочно, а олдскулы выросли на экранизациях «Властелина колец», «Пиратов Карибского моря» и «Аватара», так что ни просторы Нетландии, ни глубины моря царя Тритона уже воображения не поразят.
Но с «Русалочкой» дела все же обстоят получше, чем с «Питером Пэном». Холли Бэйли действительно очень мила, а если учитывать, что события этой вариации сказки происходят где-то на Карибских островах, то и цвет кожи не сильно смущает. Теперь акцент идет не столько на красоту героини, сколько на ее характер. Играют все герои хорошо, кого-то из сюжета практически убрали (например, повара Луи), роль кого-то расширили. Например, Эрик раскрывается теперь больше: он показан как двойник Ариэль – ее тянет на землю, а море кажется темницей, Эрика же, как настоящего романтика, тянет в морские дали, а шикарный замок кажется тюрьмой. Оба они собирают всякие безделицы, увлекаются астрономией, мечтательны, смелы и отчаянны.
Но главная суть не изменена: хоть создатели и старались показать, что Ариэль хотела вырваться на землю ради себя, а не ради мужчины (привет, феминизм!), но все же это не сильно считывается и основной завязкой сюжета все равно выступает спасение принца во время шторма и любовь к нему.
Антагонистка Урсула в исполнении Мелиссы Маккарти шикарна и даже сексуальна, а ее земное воплощение (Ванессу играет Джессика Александр) как будто сошла с кадров мультфильма 89 года. И это тоже современная тенденция: злодеев показывать с глубокой психологической травмой, обиженными, непонятыми, непринятыми, отверженными – и от того такими злыми. Урсула оказывается сестрой Тритона, изгнанной, а потому такой циничной и жестокой. Это как будто всегда должно оправдать злодеяния, но дело в том, что излишняя попытка вызвать сочувствие рано или поздно начинает восприниматься уже с изрядной долей скептицизма.
При этом фильм почти точно копирует события мультика, но расового разнообразия тут столько, что аж зубы сводит. И ладно бы сделано это было тонко или хотя бы сюжетно аргументированно, как темнокожая приемная мать Эрика, королева острова. Но финальное заявление Тритона о том, что все морские жители всегда будут помогать Ариэль, омрачается всем тем пафосом, который вложен в эту, казалось бы, максимально толерантную сцену. Из воды появляются русалки всех мастей и фактур: афроамериканцы (будем тактичны), азиаты, индийцы, даже альбиносы и – кажется, было – русалки с синдромом дауна (в «Питере Пэне», кстати, одного из Потерянных мальчиков действительно сыграл «солнечный» мальчик Ноа Мэтьюз Матофски).
И вот эта зашкаливающая патетичность выглядит как навязывание конкретной мысли, а любое навязывание в искусстве неприемлемо, потому что переводит полотно фильма в сторону дидактического вразумления о равных возможностях всех и вся. А жаль, сама вариация получилось вполне неплохой.