Текст: Сергей Шмыров, главный специалист РГАЛИ
Евгений Николаевич Опочинин родился в дворянской семье из рода Опочининых, который ведет свою историю с XV века. С ранних лет проявлял интерес к изучению истории и исторических памятников. Окончив Киевский университет, переехал в Санкт-Петербург в 1879 году и здесь по протекции П.П. Вяземского поступил библиотекарем и хранителем музея «Общества любителей древней письменности», а также приступил к обработке архивов князя Павла Петровича Вяземского и графа Сергея Дмитриевича Шереметева. Эти труды, а также и родство существенно приблизили его к высоким сферам управления: с 1883 по 1891 год Опочинин работал редактором внутреннего отдела газеты «Правительственный вестник».
Параллельно с этим с 1888 года он начал вести исследовательскую работу в архиве Дирекции императорских театров. Именно эта ипостась его служения отечественной истории и оставила имя Евгения Николаевича в памяти потомков. Архив Дирекции находился не в лучшем физическом состоянии, и современники утверждали, что кроме крыс, искать там нечего. Однако историк нашел не крыс, а богатейший историко-бытовой материал, вылившийся в серию очерков «Старинный театр», изданных в журнале «Исторический вестник» в 1889 году и переизданных в 1902 году отдельной книгой под названием «Театральная старина».
К 1898 году Опочинин переехал в Москву, где издал ряд рассказов и повести «Сказ про птичьего ловца Никитку» (также известен как «Бесовской летатель») и «Одни в старом доме», которые появились в журналах «Педагогический листок» и «Юная Россия».
А вскоре начались и его частые поездки за рукописями в поисках сохранившихся исторических документов, писем, предметов старины − по деревням и селам. Попутно Е.Н. Опочинин собирал и фольклорные материалы: сказки, легенды, песни, изучал народный быт. К сожалению, обработать весь массив полученных данных он не успел, но и то, что было напечатано, внесло большой вклад в собирание и изучение фольклора.
Начало новой эпохи в истории России и образование СССР застало Евгения Николаевича уже зрелым и сложившимся исследователем. Его главным занятием стала обработка того, что собиралось и накапливалось долгие годы. Именно теперь настало время приступить к воспоминаниям о своей заполненной людьми и событиями, книгами и рукописями жизни. Однако начав работать над мемуарами в 1927−1928 годах, писатель не завершил их, − осенью 1928 года Евгения Николаевича не стало.
Не совсем понятна точная дата смерти, так как наиболее часто указывается дата 27 октября 1928 года − однако есть записи, указывающие на 28 сентября 1928 года, а в некрологе и вовсе указано 27 сентября 1928. Истоки путаницы установить не представляется возможным, но более правильной считаем дату некролога − как наиболее приближенную к времени события.
***
За свою жизнь Е.Н. Опочинин написал более 30 книг, в числе которых есть место и историческим работам, и работам по этнографии, и историческим повестям, и охотничьим рассказам.
Наибольшую известность получил его рассказ «Бесовской летатель», оказавший влияние на понимание современниками Опочинина периода второй половины XVI века. Это нашло отражение в литературе (М.А. Булгаков «Иван Васильевич»), кинематографе («Крылья холопа», «Андрей Рублев») и живописи (А.А. Дейнека «Никитка – первый русский летун»).
Фрагментарно материалы к книгам Е.Н. Опочинина представлены в РГАЛИ, в его личном фонде, который в 1941 году был передан из Государственного литературного музея и получил номер 361. Фонд состоит из 44 единиц хранения, разделенных на рукописи Евгения Николаевича, его переписку, материалы его родственника Федора Петровича Опочинина, собранные историком и писателем материалы.
Рукописи писателя – это, прежде всего, его фольклорные и этнографические записи (народные легенды, сказки, песни, стихи, описания крестьянских гуляний и праздников, в основном из Рыбинского уезда Ярославской губернии, где находилось поместье Опочинина), его воспоминания об общении и работе с Федором Михайловичем Достоевским, Павлом Петровичем Вяземским, Аполлоном Николаевичем Майковым, Григорием Петровичем Данилевским и другими литераторами конца XIX века.
Среди писем особого внимания заслуживает альбом, в котором собраны письма Опочинину от Александра Семеновича Архангельского, Александра Николаевича Бенуа, Евгения Михайловича Гаршина, а также письма разным лицам от Мамонта Викторовича Дальского (Неелова), Федора Ивановича Шаляпина и других.
В материалах Федора Петровича Опочинина наибольший интерес представляет письмо Михаила Илларионовича Кутузова ему и его супруге Дарье Михайловне, урожденной Голенищевой-Кутузовой.
Наибольшим по количеству единиц является раздел собранных Опочининым материалов, среди которых подавляющее большинство составляют различные стихотворения и поэмы, несколько визитных карточек, в числе которых присутствует карточка Ильи Ефимовича Репина, и фотокопии портретов Фридриха Ницше и Тараса Григорьевича Шевченко.
Помимо этого, материалы о Е.Н. Опочинине и его письма можно найти в других фондах РГАЛИ: в фонде литературоведов М.А. и Т.Г. Цявловских (№ 2558) хранится некролог на смерть писателя, позволяющий взглянуть на его жизнь глазами современника (оп. 2, ед. хр. 67); фонд Е.И. Вашкова (№ 90) содержит визитную карточку Опочинина, где он представлен как «библиофил и антикварий» (оп. 1, ед. хр. 44); фонд Я.П. Полонского (№ 403) включает статью Опочинина «Я.П. Полонский и его пятницы», рассказывающую об одноименном литературном кружке (оп. 1, ед. хр. 7). Отдельные письма писателя также сохранились в ряде других личных фондов.
Другие материалы собрания самого Е.Н. Опочинина ярко характеризуют его, в первую очередь, как собирателя различных фольклорных материалов, поэзии (нередко неизвестного авторства), как историка-этнографа и мемуариста.
Особое место в мемуарных записях Опочинина занимают «Беседы с Достоевским» − серия заметок из записной книжки Евгения Николаевича, сделанных за время общения с Федором Михайловичем в период 1879−1881 годов. Они раскрывают внутренний мир Достоевского, показывают быт писателя и взаимоотношения с окружающими (ф. 361, оп. 1, ед. хр. 6). Весьма интересна запись Опочинина от 19 декабря 1879 года, где он описывает внешность нашего классика в самые последние годы его жизни, − то, что бросилось ему в глаза при первом знакомстве: «Наружность незначительная: лицо худое, с выдающимися скулами; на правой щеке бородавка. Глаза угрюмые, временами мелькает в них подозрительность и недоверчивость, но большею частью видна какая-то дума и будто печаль. В разговоре временами взор загорается, а иногда и грозит». Среди многих описаний внешнего облика Ф.М. Достоевского эта, без сомнения, одна из наиболее характерных, − тем более, что более близкое знакомство затем существенно поменяло это впечатление Опочинина.
Подводя некий итог, можно с уверенностью сказать, что Евгений Николаевич Опочинин оставил после себя большое наследие, полезное в изучении русской литературы второй половины XIX века, являясь значимым собирателем фольклора, историком-архивистом, оказав большое влияние на русскую культуру.
Список иллюстраций:
- 1. Фотопортрет Е. Н. Опочинина.
- 2. Визитная карточка Е. Н. Опочинина. РГАЛИ. Б.д. Ф.90. Оп. 1.
- 3. Е.Н. Опочинин. «Мои беседы с Достоевским». РГАЛИ. 1879-1881 гг. Ф. 361. Оп. 1.
- 4−5. Некролог Е.Н. Опочинина. РГАЛИ. 1928. Ф. 2558. Оп. 2.