Автор: Ольга Таир, Брянская область, г. Новозыбков
Пятый класс школы
— Откройте тетради для контрольных работ. Внимательно читайте задания на доске. Первый вариант — задачи повышенной трудности.
Сложные задачи — для меня и других отличников. Заранее, ещё не прочитав условия этих сложных задач, чувствую восторг! Я уверена, что эти задачи мне покорятся.
Маргарита Ивановна (некрасивая, чуть полноватая, но обожаемая) сейчас не смотрит на меня, но я чувствую, что связана с этим человеком крепкой, шелковой, почти светящейся нитью внимания. Мои способности, моя логика, сообразительность… Что они значат по сравнению с тем, что делает каждый день эта учительница, дарованная нашему классу высшими силами? Все ребята класса, даже те, кто не любят математику, относятся к ней с величайшим почтением. Маргарита Ивановна никогда не срывает на нас плохое настроение, не повышает голос, не старается заработать авторитет слишком высокими оценками. Если ей на уроке бывает сложно, а это заметно по тому, как к лицу приливает кровь, то ребята нашего класса хмурятся, немного суетятся за столами, но не могут придумать, чем помочь учителю.
Незаметно для себя, благодаря бесконечной доброте педагога, её отличному знанию предмета я азартно учусь и становлюсь в классе крохотной звёздочкой, и это только начало моего пути в невероятно сложную науку.
— Давайте мы с вами изучим доказательство теоремы Пифагора. В народе всем известно изречение: пифагоровы штаны во все стороны равны. Что это значит? Посмотрите на чертёж.
Тихий голос, внимание к юным математикам, вовремя сказанное мудрое слово, улыбка, безусловная преданность своему предмету…
И вот уже мне дико интересно запоминать сухие формулы и надо немедленно, сломя голову, бежать два квартала в огромную библиотеку Станкостроительного завода, чтобы найти в стройных рядах книг те, что касаются, хоть мимолётно, любимого предмета! Мне отчаянно важно всё: биографии учёных-математиков, смешные рассказы про школьников, не знающих, что такое «синус» и «косинус», сборники логических задач и книги из серии «Эврика».
Владимир Лёвшин «Стол находок утерянных чисел». Вот книга, которую я искала сегодня на забитых солидными томами полках. Моё сердце бьётся всё сильнее, всё громче! Я давно уже дома справилась с домашним заданием учительницы из музыкальной школы: выучила наизусть четыре строчки этюда Черни, два раза бегло сыграла трогательную пьесу Чайковского «Утренняя молитва», и теперь — самое главное в жизни: математика.
Открываю книгу. Страница номер двадцать. «Я не обмолвился, назвав игру задачей. Здешние игры ничем от задач не отличаются. Нам, в частности, предложили вычислить, сколько натуральных чисел можно составить из десяти фишек с цифрами. Задача полезная, и я предложил заняться ею сообща». Понимаю, что буду читать эту книгу до ночи, витать в фантастических, ледяных облаках новых понятий, теорем и тех правил, о которых мне не расскажет даже Маргарита Ивановна. Она подарила мне эту любовь к математике, только она.
Однажды я подумала, что заниматься задачами мне надоело. Поэтому надо решить их все, за вечер, а потом жить спокойно, читать совсем другие книжки, например, современную фантастику: Беляева, Булычёва (романы Герберта Уэллса меня не увлекли — слишком чопорные).
Сажусь вечером за свой письменный стол, решаю все задачи до конца учебника. Чувствую небольшую усталость и такую же небольшую, сдержанную гордость от выполненной работы. На следующий день показываю тетрадку с решенными задачами одноклассникам, и на моих глазах происходит настоящее чудо! Мои друзья вслед за мной романтично планируют решить полностью все задачки из учебника за один день. И они делают это. В первую очередь увлекаются новой игрой отличники: Слава, Лида, Оля, Света, Сергей. К ним подтягиваются хорошисты, и вот уже самый слабый ученик в классе, смешной и худенький, малорослый Вовчик, суетливо пробегает между столами в классе, захватывает мою тетрадь, а потом быстренько, мелким, кривым почерком списывает не заданные учителем задачки к себе. Он тоже увлёкся (по-своему!) точной наукой. Думаю, что подобного математического ажиотажа в русских школах ещё не было.
Маргарита Ивановна на уроке сияет, как в первые минуты Рождества. Учительнице уже всё известно. Она понимает, что теперь её предмет в нашем классе стал самым главным. В будущем математика понадобится и молодому физику, чтобы работать с формулами, и химикам, пищевикам, чтобы решать разнообразны задачи, и графикам, архитекторам, чтобы работать со сложными компьютерными программами и вычислять. Не зря математику во всём мире называют королевой всех наук.
Новая учительница
Бывает так, что счастливые дни заканчиваются. В самом начале следующего учебного года мы узнали, что Маргарита Ивановна больше не будет вести у нас математику. Пришла новая учительница, Надежда Яковлевна. Её, видимо, предупредили, что дети очень любят первую учительницу математики и надо учитывать их чувства. Молодая, стройная и энергичная учительница заранее знала, что вести уроки в нашем классе будет непросто.
Потерю любимой учительницы я переживала очень тяжело. Уроки с её преемницей мне казались бесцветными, унылыми, лишёнными очарования. Очень медленно я привыкала к новому педагогу, но её терпение, мягкость в обращении помогли мне смириться и начать опять работать на уроках. Я лихо, за десять минут выполняла контрольные, разбиралась со своими успехами и поражениями на математическом фронте: мне легко давались задачи логического плана, а в вычислениях бывали глупые ошибки.
Однажды несколько человек из нашего класса отправили на городскую математическую олимпиаду. Я решила одну задачу весьма оригинальным способом, но моё решение никто из организаторов олимпиады не понял. Я не заняла никакого места на олимпиаде, не принесла школе желаемую победу в состязании и попала в опалу. Надежда Яковлевна осталась мной недовольна. Весь её вид выражал осуждение и непонимание: как могло произойти, чтобы лучший математик класса не показала себя ярко на уровне города? А я не унывала, потому что привыкла к постоянным замечаниям в музыкальной школе и относилась к ним совершенно спокойно.
Выбираю тебя!
В следующем году меня ждали выпускные экзамены в музыкальной школе. Предстоял мучительный выбор между вызывающей восторг музыкой и любимой математикой. Что станет в будущем моей профессией? Куда пойти учиться?
Я любила занятия музыкой, точнее, не представляла себя вне музыкальной школы и занятий на фортепиано. Без музыки я была бы сиротой, жалкой духовной нищенкой. Учиться в двух школах было сложно. Худенькая, с синяками под глазами, находящаяся в постоянном движении девочка…
Все годы учёбы учительница музыки по специальности Лариса Сергеевна у меня тоже вызывала любовь и восхищение. Я незаметно смотрела на её руки, когда она мне показывала, как надо играть музыкальные фразы. Руки были лёгкими, сухими, их покрывала сеточка из голубоватых вен, и это казалось мне верхом совершенства. Я мечтала о том, чтобы и у меня были такие же руки.
Время от времени я писала стихи о музыкалке, об экзаменах, о стайке девочек, столь же привычных к академическим концертам, как и я.
Музыкальная школа и другие места обитания
(Этюды)
Л. С. Васевой
1. Школа и парк
- Опоздать. Прибежать после всех и решиться
- В зал войти, в тишину и пустынность рядов.
- Синий стол, вдоль него незнакомые лица,
- Холод слов.
- – Можешь петь? Простучи быстро эти куплеты!
- Так, теперь назови имя, – Собран весь класс.
- Пианино купить! Снисхождения нету
- Здесь для вас.
- Вот и всё. Записали меня в эту школу.
- Я приду в класс – в руке папка, ноты, дневник.
- А сольфеджио мне не покажется новым
- Ни на миг.
- Вышла к дедушке быстро из скучного зала,
- Взял он за руку тёплую – «Внучка, идём».
- – Я директору школы два слова сказала,
- Понял он,
- Что хочу быть не хуже, чем Зика и Лена,
- И Маринка, что вишенки любит со льдом.
- Собираюсь учиться! Планирую первой
- Стать во всем.
- Этот день и дорога домой − яркий мультик.
- Столько солнца бывает на юге страны…
- И трава вдоль дороги, и дедушка шутит.
- Вместе мы.
- В парк идем и садимся в кафе мы за столик.
- Принесут пиво горькое в кружке опять.
- Я попробую пену, потом в крестик нолик
- Мне играть.
- Я люблю эти стены открытой кафешки,
- Длинный стол и пустынность рабочего дня.
- Парк затих, шахматисты не двигают пешки
- Для меня.
- Их жара погнала на озера купаться,
- Доски пыльные млеют в тени тополей.
- Бесполезно сейчас разбираться пытаться,
- Кто сильней.
- Вот такие картинки рисую сегодня,
- Подождать не могу до рожденья картин.
- День экзамена в прошлое вечно уводит,
- Он один.
2. Концерт: побег и возвращение
на три четверти
- На концерт собраться и пойти,
- Не забыть ни нотки по пути,
- Абсолютно.
- Вот легато длится, и аккорд
- К пальцам подкатился, тем и горд –
- Служит людям.
- А мазурка бьется о стекло!
- Даже дирижера проняло –
- Растерялся.
- Он роняет ноты сквозь пюпитр,
- Детям угрожающе шипит:
- «Всем остаться!»
- Отыграть, вздохнуть и убежать,
- Спрятаться за маму на кровать,
- Слушать брата.
- Пальцы леденелые согреть,
- Сказку Аладдина досмотреть,
- Спорить внятно,
- Чтоб гостям ни нотки не сыграть!
- На коньках кататься убежать,
- Сбросив куртку.
- А концертам многим ещё быть!
- В музыкалку утром мне спешить
- Переулком.
И вот я заканчиваю музыкальную школу. Мне надо немедленно решить, буду ли я поступать в музыкальное училище в Брянске, которое отличалось от других музыкальных училищ страны высочайшим уровнем преподавания, жуткими (по слухам) требованиями к студентам.
Тяжкие раздумья… В музыкальной школе у меня одни четвёрки, а по математике я всегда первая во всех параллельных классах. Гомель, куда можно поступать на математический факультет университета, совсем рядом, а Брянск и его музыкальное училище далеко: пять часов надо ехать на междугородном автобусе. От занятий на пианино у меня уже временами болит спина, а на алгебру и геометрию мне даже времени не надо тратить, я словно родилась с математическими знаниями в голове.
И всё же музыка любима. Лариса Сергеевна, педагог по специальности, для меня подобна Богу. В эти дни я провожу многие часы за инструментом, словно прощаюсь с ним. Ещё ничего не решила, но интуиция подсказывает: музыка — моя будущая грусть и печаль.
Успехи, высшие оценки, симпатии преподавателей, легко сданные экзамены ждут меня в университете. Математика, я выбираю тебя!
Три года живу как на курорте после окончания музыкальной школы. У меня немного округляются щёки, появляется румянец и весёлый блеск в глазах. Решаю задачки самой высокой сложности себе в удовольствие и знаю, что много интересно, яркого, звёздного ждёт меня на математическом факультете, где я скоро буду учиться. И умнейшие преподаватели университета по топологии, дифференциальной геометрии, матанализу, математической статистике станут для меня яркими звёздами на бескрайнем небе математики; я посмотрю на них внимательно и легко (мысленно!) дотронусь до каждой из них, и эта близость к звёздам подарит мне, русской девочке, невиданное счастье.
***
Спустя десять лет. Мой пятый класс, урок математики. Девчонки и мальчишки грустно сидят за партами, щурятся от весеннего солнышка, шалят, мечтают поскорей решить примеры, дождаться конца уроков и выбежать на улицу. Как развить их любовь к моему предмету? Приходит в голову идея: расскажу им прямо сейчас что-нибудь любопытное из высшей математики.
– Как вы думаете, для чего существует перевернутая буква «А» в алгебре?
Ребята посмотрели на меня и затаили дыхание.
Они впервые слышат о какой-то перевёрнутой букве «А»! Что это такое? Интересно… Школьники счастливо улыбаются.
Сейчас прозвенит звонок, но мои ученики не разбегутся по своим делам. Они готовы меня внимательно слушать после звонка с урока.