ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ольга Таир. Сияющее небо педагогики

Публикуем работы, пришедшие на конкурс рассказов об учителях и учениках "Доживем до понедельника"

Публикуем работы, пришедшие на конкурс рассказов об учителях и учениках 'Доживем до понедельника' / godliteratury.ru
Публикуем работы, пришедшие на конкурс рассказов об учителях и учениках 'Доживем до понедельника' / godliteratury.ru

Автор: Ольга Таир, Брянская область, г. Новозыбков

Пятый класс школы

— Откройте тетради для контрольных работ. Внимательно читайте задания на доске. Первый вариант — задачи повышенной трудности.

Сложные задачи — для меня и других отличников. Заранее, ещё не прочитав условия этих сложных задач, чувствую восторг! Я уверена, что эти задачи мне покорятся.

Маргарита Ивановна (некрасивая, чуть полноватая, но обожаемая) сейчас не смотрит на меня, но я чувствую, что связана с этим человеком крепкой, шелковой, почти светящейся нитью внимания. Мои способности, моя логика, сообразительность… Что они значат по сравнению с тем, что делает каждый день эта учительница, дарованная нашему классу высшими силами? Все ребята класса, даже те, кто не любят математику, относятся к ней с величайшим почтением. Маргарита Ивановна никогда не срывает на нас плохое настроение, не повышает голос, не старается заработать авторитет слишком высокими оценками. Если ей на уроке бывает сложно, а это заметно по тому, как к лицу приливает кровь, то ребята нашего класса хмурятся, немного суетятся за столами, но не могут придумать, чем помочь учителю.

Незаметно для себя, благодаря бесконечной доброте педагога, её отличному знанию предмета я азартно учусь и становлюсь в классе крохотной звёздочкой, и это только начало моего пути в невероятно сложную науку.

— Давайте мы с вами изучим доказательство теоремы Пифагора. В народе всем известно изречение: пифагоровы штаны во все стороны равны. Что это значит? Посмотрите на чертёж.

Тихий голос, внимание к юным математикам, вовремя сказанное мудрое слово, улыбка, безусловная преданность своему предмету…

И вот уже мне дико интересно запоминать сухие формулы и надо немедленно, сломя голову, бежать два квартала в огромную библиотеку Станкостроительного завода, чтобы найти в стройных рядах книг те, что касаются, хоть мимолётно, любимого предмета! Мне отчаянно важно всё: биографии учёных-математиков, смешные рассказы про школьников, не знающих, что такое «синус» и «косинус», сборники логических задач и книги из серии «Эврика».

Владимир Лёвшин «Стол находок утерянных чисел». Вот книга, которую я искала сегодня на забитых солидными томами полках. Моё сердце бьётся всё сильнее, всё громче! Я давно уже дома справилась с домашним заданием учительницы из музыкальной школы: выучила наизусть четыре строчки этюда Черни, два раза бегло сыграла трогательную пьесу Чайковского «Утренняя молитва», и теперь — самое главное в жизни: математика.

Открываю книгу. Страница номер двадцать. «Я не обмолвился, назвав игру задачей. Здешние игры ничем от задач не отличаются. Нам, в частности, предложили вычислить, сколько натуральных чисел можно составить из десяти фишек с цифрами. Задача полезная, и я предложил заняться ею сообща». Понимаю, что буду читать эту книгу до ночи, витать в фантастических, ледяных облаках новых понятий, теорем и тех правил, о которых мне не расскажет даже Маргарита Ивановна. Она подарила мне эту любовь к математике, только она.

Однажды я подумала, что заниматься задачами мне надоело. Поэтому надо решить их все, за вечер, а потом жить спокойно, читать совсем другие книжки, например, современную фантастику: Беляева, Булычёва (романы Герберта Уэллса меня не увлекли — слишком чопорные).

Сажусь вечером за свой письменный стол, решаю все задачи до конца учебника. Чувствую небольшую усталость и такую же небольшую, сдержанную гордость от выполненной работы. На следующий день показываю тетрадку с решенными задачами одноклассникам, и на моих глазах происходит настоящее чудо! Мои друзья вслед за мной романтично планируют решить полностью все задачки из учебника за один день. И они делают это. В первую очередь увлекаются новой игрой отличники: Слава, Лида, Оля, Света, Сергей. К ним подтягиваются хорошисты, и вот уже самый слабый ученик в классе, смешной и худенький, малорослый Вовчик, суетливо пробегает между столами в классе, захватывает мою тетрадь, а потом быстренько, мелким, кривым почерком списывает не заданные учителем задачки к себе. Он тоже увлёкся (по-своему!) точной наукой. Думаю, что подобного математического ажиотажа в русских школах ещё не было.

Маргарита Ивановна на уроке сияет, как в первые минуты Рождества. Учительнице уже всё известно. Она понимает, что теперь её предмет в нашем классе стал самым главным. В будущем математика понадобится и молодому физику, чтобы работать с формулами, и химикам, пищевикам, чтобы решать разнообразны задачи, и графикам, архитекторам, чтобы работать со сложными компьютерными программами и вычислять. Не зря математику во всём мире называют королевой всех наук.

Новая учительница

Бывает так, что счастливые дни заканчиваются. В самом начале следующего учебного года мы узнали, что Маргарита Ивановна больше не будет вести у нас математику. Пришла новая учительница, Надежда Яковлевна. Её, видимо, предупредили, что дети очень любят первую учительницу математики и надо учитывать их чувства. Молодая, стройная и энергичная учительница заранее знала, что вести уроки в нашем классе будет непросто.

Потерю любимой учительницы я переживала очень тяжело. Уроки с её преемницей мне казались бесцветными, унылыми, лишёнными очарования. Очень медленно я привыкала к новому педагогу, но её терпение, мягкость в обращении помогли мне смириться и начать опять работать на уроках. Я лихо, за десять минут выполняла контрольные, разбиралась со своими успехами и поражениями на математическом фронте: мне легко давались задачи логического плана, а в вычислениях бывали глупые ошибки.

Однажды несколько человек из нашего класса отправили на городскую математическую олимпиаду. Я решила одну задачу весьма оригинальным способом, но моё решение никто из организаторов олимпиады не понял. Я не заняла никакого места на олимпиаде, не принесла школе желаемую победу в состязании и попала в опалу. Надежда Яковлевна осталась мной недовольна. Весь её вид выражал осуждение и непонимание: как могло произойти, чтобы лучший математик класса не показала себя ярко на уровне города? А я не унывала, потому что привыкла к постоянным замечаниям в музыкальной школе и относилась к ним совершенно спокойно.

Выбираю тебя!

В следующем году меня ждали выпускные экзамены в музыкальной школе. Предстоял мучительный выбор между вызывающей восторг музыкой и любимой математикой. Что станет в будущем моей профессией? Куда пойти учиться?

Я любила занятия музыкой, точнее, не представляла себя вне музыкальной школы и занятий на фортепиано. Без музыки я была бы сиротой, жалкой духовной нищенкой. Учиться в двух школах было сложно. Худенькая, с синяками под глазами, находящаяся в постоянном движении девочка…

Все годы учёбы учительница музыки по специальности Лариса Сергеевна у меня тоже вызывала любовь и восхищение. Я незаметно смотрела на её руки, когда она мне показывала, как надо играть музыкальные фразы. Руки были лёгкими, сухими, их покрывала сеточка из голубоватых вен, и это казалось мне верхом совершенства. Я мечтала о том, чтобы и у меня были такие же руки.

Время от времени я писала стихи о музыкалке, об экзаменах, о стайке девочек, столь же привычных к академическим концертам, как и я.

Музыкальная школа и другие места обитания

(Этюды)

Л. С. Васевой

1. Школа и парк

  • Опоздать. Прибежать после всех и решиться
  • В зал войти, в тишину и пустынность рядов.
  • Синий стол, вдоль него незнакомые лица,
  • Холод слов.
  • – Можешь петь? Простучи быстро эти куплеты!
  • Так, теперь назови имя, – Собран весь класс.
  • Пианино купить! Снисхождения нету
  • Здесь для вас.
  • Вот и всё. Записали меня в эту школу.
  • Я приду в класс – в руке папка, ноты, дневник.
  • А сольфеджио мне не покажется новым
  • Ни на миг.
  • Вышла к дедушке быстро из скучного зала,
  • Взял он за руку тёплую – «Внучка, идём».
  • – Я директору школы два слова сказала,
  • Понял он,
  • Что хочу быть не хуже, чем Зика и Лена,
  • И Маринка, что вишенки любит со льдом.
  • Собираюсь учиться! Планирую первой
  • Стать во всем.
  • Этот день и дорога домой − яркий мультик.
  • Столько солнца бывает на юге страны…
  • И трава вдоль дороги, и дедушка шутит.
  • Вместе мы.
  • В парк идем и садимся в кафе мы за столик.
  • Принесут пиво горькое в кружке опять.
  • Я попробую пену, потом в крестик нолик
  • Мне играть.
  • Я люблю эти стены открытой кафешки,
  • Длинный стол и пустынность рабочего дня.
  • Парк затих, шахматисты не двигают пешки
  • Для меня.
  • Их жара погнала на озера купаться,
  • Доски пыльные млеют в тени тополей.
  • Бесполезно сейчас разбираться пытаться,
  • Кто сильней.
  • Вот такие картинки рисую сегодня,
  • Подождать не могу до рожденья картин.
  • День экзамена в прошлое вечно уводит,
  • Он один.

2. Концерт: побег и возвращение

на три четверти

  • На концерт собраться и пойти,
  • Не забыть ни нотки по пути,
  • Абсолютно.
  • Вот легато длится, и аккорд
  • К пальцам подкатился, тем и горд –
  • Служит людям.
  • А мазурка бьется о стекло!
  • Даже дирижера проняло –
  • Растерялся.
  • Он роняет ноты сквозь пюпитр,
  • Детям угрожающе шипит:
  • «Всем остаться!»
  • Отыграть, вздохнуть и убежать,
  • Спрятаться за маму на кровать,
  • Слушать брата.
  • Пальцы леденелые согреть,
  • Сказку Аладдина досмотреть,
  • Спорить внятно,
  • Чтоб гостям ни нотки не сыграть!
  • На коньках кататься убежать,
  • Сбросив куртку.
  • А концертам многим ещё быть!
  • В музыкалку утром мне спешить
  • Переулком.

И вот я заканчиваю музыкальную школу. Мне надо немедленно решить, буду ли я поступать в музыкальное училище в Брянске, которое отличалось от других музыкальных училищ страны высочайшим уровнем преподавания, жуткими (по слухам) требованиями к студентам.

Тяжкие раздумья… В музыкальной школе у меня одни четвёрки, а по математике я всегда первая во всех параллельных классах. Гомель, куда можно поступать на математический факультет университета, совсем рядом, а Брянск и его музыкальное училище далеко: пять часов надо ехать на междугородном автобусе. От занятий на пианино у меня уже временами болит спина, а на алгебру и геометрию мне даже времени не надо тратить, я словно родилась с математическими знаниями в голове.

И всё же музыка любима. Лариса Сергеевна, педагог по специальности, для меня подобна Богу. В эти дни я провожу многие часы за инструментом, словно прощаюсь с ним. Ещё ничего не решила, но интуиция подсказывает: музыка — моя будущая грусть и печаль.

Успехи, высшие оценки, симпатии преподавателей, легко сданные экзамены ждут меня в университете. Математика, я выбираю тебя!

Три года живу как на курорте после окончания музыкальной школы. У меня немного округляются щёки, появляется румянец и весёлый блеск в глазах. Решаю задачки самой высокой сложности себе в удовольствие и знаю, что много интересно, яркого, звёздного ждёт меня на математическом факультете, где я скоро буду учиться. И умнейшие преподаватели университета по топологии, дифференциальной геометрии, матанализу, математической статистике станут для меня яркими звёздами на бескрайнем небе математики; я посмотрю на них внимательно и легко (мысленно!) дотронусь до каждой из них, и эта близость к звёздам подарит мне, русской девочке, невиданное счастье.

***

Спустя десять лет. Мой пятый класс, урок математики. Девчонки и мальчишки грустно сидят за партами, щурятся от весеннего солнышка, шалят, мечтают поскорей решить примеры, дождаться конца уроков и выбежать на улицу. Как развить их любовь к моему предмету? Приходит в голову идея: расскажу им прямо сейчас что-нибудь любопытное из высшей математики.

– Как вы думаете, для чего существует перевернутая буква «А» в алгебре?

Ребята посмотрели на меня и затаили дыхание.

Они впервые слышат о какой-то перевёрнутой букве «А»! Что это такое? Интересно… Школьники счастливо улыбаются.

Сейчас прозвенит звонок, но мои ученики не разбегутся по своим делам. Они готовы меня внимательно слушать после звонка с урока.