
Текст: Александр Чанцев
Нассим Николас Талеб «Рискуя собственной шкурой: Скрытая асимметрия повседневной жизни»
- Пер. с англ. Н. Караева.
- М.: Колибри, Азбука-Аттикус, 2024. – 416 с.
Эта книга, как и чаще всего у Талеба бывает, вырастает из заявленных еще в прошлых книгах идей, в данном случае, по большей части из «Антихрупкости». Собственно, эта книга и входит в его масштабный цикл "Incerto" (итал. «неопределенность»), в котором выходили принесший ему действительно мировую славу «Черный лебедь» и другие работы.

В том же примерно духе книга и написана. В том жанре, в каком он силен. Не то что научпопа, популярного изложения для просто интересующихся читателей сложных идей, а – в своем каком-то, очень личном. Это напрямую вытекает из того, как Талеб сам работает с идеями. (Если, конечно, не врет, то) пришедшую идею он берет, пробует на зуб, долго обкатывает, а только потом записывает. При этом, если для аргументации оной идеи это нужно, то он и мертвый язык может выучить, и несколько лет какую-то область высшей математики поизучать. Впрочем, не врет, по тексту это видно. Вот и получается стиль и личный, и неформатный (даже с крепкими ругательствами), и очень фундированный, то из древних религий, то из той же математики, то из собственного опыта трейдера на бирже примеры он только так привлекает.
Можно, кстати, банально, но все же предположить, что подобная открытость к целому вееру разнообразных идей, представлений и практик у Талеба от его мультиидентичности и опыта: родился в Ливане, в православной семье, живет в Америке, а по бизнесу и с лекциями весь мир несколько раз объездил.
И полемист, не сказать спорщик, он страшный, конечно. В книге есть, как полагается, список благодарностей. А легко мог бы – и тех, кто на ее страницах пострадал. Лицемерка Сьюзан Зонтаг (ему проповедует отрицание денег, а из собственного издателя выбивала зашкаливающие гонорары и жила в квартире за много миллионов) и Ким Кардашьян (ну там за вольность нравов, скажем так), модный глянец и мнимые интеллектуалы (не интеллектуалы, конечно, а кто после пары журналов, книг и видеолекций в интернете себя ими возомнили, что тут далеко за примерами ходить, видим их регулярно), все выпендрежники (в оригинале, полагаю, известное по «Над пропастью во ржи» словечко phony). И, кстати, литературные обозреватели (ну, тут уж Талеб загнул!).
Он вообще весьма критичен и едок к тем кумирам, что воздвигли сейчас на глиняных ногах. «Сегодня глобальные идеи – бедность (особенно детская), экология, справедливое отношение к меньшинству, растоптанному колониальными державами, или какой-то доселе неизвестный гендер, который точно будут преследовать, – есть последнее прибежище негодяя, рекламирующего добродетель. Добродетель нельзя рекламировать».
А все это в вольном его изложении, где то лихие байки из его жизни, то математические формулы и графики из области риск-менеджмента. Правда, у него принцип не злоупотреблять подобным, если, утверждает он, ты не можешь логически изложить идею в нескольких фразах, никакие двадцать презентаций и тридцать таблиц уже не помогут (здесь, впрочем, перефраз известной сентенции из «Колыбели для кошки» «Если учёный не может объяснить восьмилетнему мальчику чем он занимается – он шарлатан»). Так для чего все это? Для одной простой вроде бы идеи.
Тот фокусник, что, показывая фокус, ранил себя до крови – да. А вот тот экономист, что пишет с умным видом о том, что не пробовал и толком не знает (достается от Талеба, кстати, и модному «Капиталу в XXI веке» Пикетти), – нет.
Все, да, просто очень, но на первый взгляд только. Здесь много практических импликаций возникает. Скажем, если у вас есть возможность выбирать между двумя хирургами. Один красавец, одет с иголочки, вся стена в дипломах. Другой несуразной внешности, смешной, диплом один и вуза далеко не первой величины. К кому вы под нож ляжете? Талеб однозначно к выглядящему неряхой. Тому с его непрестижной корочкой и смешной внешностью ради его нынешнего положения надо было действительно учиться, пахать и доказывать себя и другим, а красавчик и франт – сыт, доволен, давно в своем развитии остановился и никому ничего не доказывает.
И таких примеров в книге – множество. Что из истории церковных соборов, что из уловок нынешних маркетологов и экономистов, что просто из повседневной жизни.
Про внутренние такие укоренившиеся обманки речь, про то, что всегда можно посмотреть под немного другим углом, который и позволяет увидеть какие-то другие ракурсы. Рискует ли человек собственной шкурой – и готовы ли рисковать ею мы сами.
Потому что не зря Талеб вспоминает то Сенеку, то Монтеня. Он и пишет-то на самом деле не бойкое пособие по риск-менеджменту и прочей экономике, а – философский трактат. Да и сам он что по стилю (короткие афоризмы, обобщающие выводы в конце глав), что по внутреннему складу – этакий философ-моралист XXI века, не прямой, но точно наследник Ларошфуко, Паскаля и Шамфора. «Свободного человека можно определить как индивида, судьба которого не зависит главным образом или напрямую от оценки коллег». Тот по-настоящему успешен, кто вызывает не одобрение, а негативные эмоции коллег по цеху, замечает Талеб. Опять позволяя взглянуть на общепринятое по-новому.








