Текст: Роксана Найденова
Русская литература полна яркими, самобытными талантами, можно сказать – переполнена. Поэтому в каждой эпохе можно отыскать незаслуженно забытых, «потерянных» авторов, которые не вошли в новый век по многим причинам – культурным, социальным, политическим. Сегодня мы вспомним одно из таких упущенных, мало переиздаваемых имен.
Михаил Николаевич Загоскин (1789–1852) – писатель, драматург и публицист, прославившийся при жизни как «русский Вальтер Скотт». Его исторические романы, посвященные разным эпохам, такие как «Юрий Милославский», «Рославлев», «Аскольдова могила», «Брынский лес» и другие – пользовались большой любовью у читателей и критиков. Так «неистовый» Виссарион Белинский назвал творчество писателя «первой попыткой заставить в русском романе говорить и действовать русских людей по-русски».
Родился автор в семье пензенского помещика, принадлежащей к древней дворянской фамилии времен царя Ивана III. Но некогда богатый род обеднел, и мальчик получил довольно слабое домашнее образование. Однако рано проявившаяся любовь к литературе побудила Михаила заняться самообразованием. Он с детства много читал, в доме была большая библиотека. Особое внимание будущего писателя привлекали исторические романы.
В одиннадцать лет Михаил уже начал сочинять, своим творчеством он делился с родными, которые благожелательно отзывались о его стихах и прозе. Однако раннему увлечению литературой помешала служба. Уже в тринадцать лет Михаил покинул родной дом и уехал в Петербург, где его ждало место чиновника канцелярии.
В 1812 г. при нашествии французов Загоскин записался в земское ополчение, получил ранение в боях при Полоцке, а позже был награжден орденом Святой Анны за проявленное мужество. Через двадцать лет эти события лягут в основу его романа «Рославлев, или Русские в 1812 году», который был самым читаемым произведением об Отечественной войне до публикации эпопеи «Война и мир» Толстого.
Однако самым главным творческим достижением Михаила Загоскина принято считать роман «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», повествующий о событиях Смутного времени, который был опубликован в 1829 г. Писатель потратил несколько лет на сбор материалов и подготовку. И его усилия не пропали втуне, «Юрий Милославский» принес автору ошеломительный успех, став на десятилетие самым печатаемым и читаемым произведением на русском языке. Именно после публикации этой книги Загоскин получил прозвище «русского Вальтера Скотта» и звание создателя первого русского исторического романа, а также поздравления из-за границы от самого «оригинального» Вальтера Скотта.
В заслугу автору ставилось пристальное, любовное внимание к деталям и мелочам быта простого народа и его нравам, а также чистота и положительность главных героев и легкий, мягкий юмор. Вкупе с доходчивым изложением и стройным слогом, исторические романы Загоскина пользовались популярностью не только у взрослых, но и у детей.
Громкое имя в театральных кругах автор снискал после постановки «Комедии против комедии, или Урок волокитам» (1815), которая была написана в подражание известному в те времена драматургу Александру Шаховскому и его комедии «Липецкие воды, или Урок кокеткам». Пьеса пользовалась большим вниманием и с успехом ставилась в столичных театрах.
Через Шаховского и его окружение Загоскин вошел в Общество любителей российской словесности. Сторонник всего традиционного, он отстаивал идеалы классицизма против «карамзинистов» с их сентиментальными интенциями и заимствованиями из иностранных языков.
Высмеивая новую моду, Михаил Загоскин пишет комедию «Господин Богатонов» (1816), выводя в качестве главного героя помещика-невежду, который, не имея и простейших понятий о нравственности и вежливости, при этом кичится своими французскими манерами. В 1817 г. выходит роман-пародия «Неравный брак» – крайне необычное произведение, в котором гармонично сочетается карамзинский сентиментализм с бытописанием в духе Общества любителей российской словесности, которые до этого считались несводимыми противоположностями. Продолжая эксперименты в жанре сатиры, писатель в 1817 году создает две интермедии: «Макарьевская ярмарка» и «Лебедянская ярмарка», которые послужат полезным материалом для создания в скором будущем «Горе от ума» Грибоедова и «Ревизора» Гоголя.
Вообще Михаила Загоскина сегодня принято считать одновременно и предшественником, и последователем гения – Николая Васильевича Гоголя. Острая, полемическая сатира неравнодушного, идейного Загоскина подготовила публику к появлению «Петербургских повестей» и романа «Мертвые души», сделав их возможными в мире русской литературы. В стилистическом отношении Загоскин и Гоголь тоже во многом схожи. Оба особо проявили себя в деталях, в картинах быта и интерьеров (вспомнить хотя бы описание домов помещиков из романа «Мертвые души»), оба нашли путь к сочетанию сатиры с искренними эмоциями. А также оба сохранили особое, мистическое отношение к старине и истории. У Загоскина этот мистицизм проявляется в отношении к хронологии событий: в названиях его романов постоянно встречаются числа, даты («Русские в 1612 году», «Русские в 1812 году», «Русские в начале восемнадцатого столетия» и др.), которые помогают читателю проследить некую цикличность истории. Например, все описываемые автором потрясения происходят именно в начале веков. Подобную композиционную последовательность находим и у Гоголя. В его цикле из четырех повестей «Миргород» перед читателем предстает круговорот жанров: от исторического и героического «Тараса Бульбы» к мелкому и вневременному в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Особого же внимания заслуживает вклад Михаила Загоскина в русскую готику XIX в., которая сегодня как целое и обособленное направление практически не читается и не исследуется. В подражание «Вечерам на хуторе близ Диканьки» Гоголя, Загоскин создает «Вечер на Хопре» (1834 г.) – собрание повестей, наполненных мистикой и ужасом, которые также берут начало из народного фольклора. Помимо Гоголя и Загоскина, русскую готику создавали и развивали Салтыков-Щедрин (его «Господа Головлевы» получат новое дыхание в американской южной готике Уильяма Фолкнера и Трумана Капоте уже в XX в.), а Алексей К. Толстой ввел в русскую литературу популярный сегодня образ вампира-аристократа.
Безусловно, главным достоинством и недостатком произведений Михаила Загоскина была их «жанровость». А жанровая литература, как известно, в русской словесности традиционно не пользовалась большим уважением. Однако сегодня, пожалуй, ситуация меняется.