САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Кирилл Маевский: «Фестиваль — не летающая тарелка»

Интервью с исполнительным директором издательства Ad Marginem и программным директором летних фестивалей «Смена» — о том, как и зачем эти фестивали проводятся

Кирилл Маевский. Фото: Даниил Шведов
Кирилл Маевский. Фото: Даниил Шведов

Интервью: Михаил Визель

5 и 6 августа в Альметьевске в рамках фестиваля «Каракуз» пройдет Летний книжный фестиваль «Смена», который таким образом впервые выберется за пределы Казани, где проходит уже более 10 лет.

Как всегда, гостей ждут книжная ярмарка с участием лучших независимых издательств, образовательная и культурная программы, профессиональная конференция по повышению квалификации для сотрудников культуры и запуск серии специальных городских проектов. А организует его, как всегда, Кирилл Маевский: сооснователь центра современной культуры и книжного магазина «Смена», программный директор одноименных фестивалей, исполнительный директор издательства Ad Marginem и куратор Центра Вознесенского. Мы поговорили с Кириллом о том, как и зачем эти фестивали проводятся — и каких еще проектов от него ждать.

Михаил Визель: В этом году в Казани прошел очередной фестиваль «Смена» и в первый раз проходит целый куст фестивалей в малых городах Татарстана. Какова специфика организации фестиваля в малых городах по сравнению с таким большим культурным центром, как Казань?

Кирилл Маевский: Первое и ключевое – мы не упрощаем те книжные фестивали, которые мы организуем уже более 10 лет в Казани. Мы не пытаемся сократить тот объем проектов, которые мы реализуем на территории фестиваля «Смена». И никак не банализируем. В этом смысле фестиваль для нас как был чем-то бòльшим, чем просто книжный фестиваль, так он и остался платформой, которая запускает городские проекты, городские изменения, которaя фиксирует их, оказывает давление на город книжными сайд-проектами, таковым он остается для нас и в городе Альметьевске. Мы приезжаем не просто с книгами, не просто со спикерами, которые презентуют эти книги, или с мастер-классами, мы приезжаем еще с целым кустом самых разных спецпроектов, которые связаны непосредственно с городом.

Фото: Даниил Шведов

Каких же?

Кирилл Маевский: Если говорить о темах, которые пронизывают самые разные программы и спецпроекты фестиваля – это, во-первых, сам город, современный город Альметьевск. Во-вторых – это научно-популярный блок, то, как мы понимаем современный мир, современные знания о мире, начиная от современной культуры до самых разных научных фактов. И третье – это территория скорее визуальная. Мода и современная визуальная культура. И мы как в Казани реализовывали, скажем, проект совместно с премией «Жар-книга», где показывали финалистов этого года, студенческие работы, так он и едет в Альметьевск. Мы в Казани организовывали профессиональную программу для сотрудников книжной индустрии и для библиотекарей, пытаясь вдохновить их и расширить их знания об институциональном программировании, так мы организовали такую же программу для жителей Альметьевска. Ну и так далее. Наша задача — разговаривать на нашем языке, не меняя его под Альметьевск или под какой-либо другой город.

Партнер фестиваля – ТатНефть, потому что Альметьевск, насколько я понимаю, в большой степени — моногород, завязанный на нефтяную промышленность. В этом смысле есть какая-то специфика?

Кирилл Маевский: Безусловно, фестиваль — не летающая тарелка, которая спускается на город и которой безразлично, куда она спускается. Все десять лет «Смена» активно двигалась в двух направлениях: это развитие современности и самые разные локальные краеведческие исследования, выкапывание из культурных слоев города малоизвестных и классных сюжетов. Их в Казани гигантская масса. Многим ли известно, что в Казанском зоологическом музее хранится 113 тушек, добытых рукой поэта Велимира Хлебникова? Времен, когда он учился в Казанском университете.

И мы исходим из того, конечно, что таких историй полно про любой город. Не важно, построен он в советские годы или не в советские, все наши фестивали объединены интересом к городу, в котором он проходит. Конечно, мы обращаемся к современной инфраструктуре, делаем самые разные лаборатории, обращаемся и к историческим, краеведческим основаниям, которые, в свою очередь, безусловно, редактируют нашу программу. Например, в Казани после фестиваля был организован проект «Жил, учился и гулял» про 25 всемирно известных людей Казани. Этот проект мы организовали совместно с «Самокатами Яндекс». И туда вошли Фешин, Родченко, Степанова, Хлебников ну и так далее, плотный массив казанской культурной истории.

Кирилл Маевский. Фото: Фото: Даниил Шведов

В Альметьевске история организована несколько иначе, она не такая длительная, как в Казани, поэтому там будет акцент в рамках лаборатории. В Казани это не было лабораторией. Там мы совместно с интернет-изданием Inde.io будем разговаривать с жителями об их городе и об их впечатлениях о нем, об их любимых местах, то есть этот проект объединит в себе городскую историю и городскую современность.

Здесь же фестиваль в исследовательской части в рамках своей постоянной издательской программы выпускает книгу в нашей серии «Кустоды». Это серия, посвященная малоизвестным сюжетам, и распространяется она бесплатно. Это детская книжка, которая называется «Баллада о нефтянике» Адиба Маликова, альметьевского татарского поэта. И иллюстрации к этой книге подготовила Ирина Колмогорцева. Книга впервые вышла в 1968 году, и это прекрасный образец оттепельной книжной графики, детской книги. А как известно, оттепельный период — это второй значительный период с точки зрения детской иллюстрированной литературы после литературы эпохи русского авангарда. Мы откопали такую замечательную книгу. Она называется «Танбатыр», «Баллада о нефтянике», и ее можно будет бесплатно получить на книжном фестивале.

Помимо этого, совместно с социальным театром «Аулак», мы делаем лабораторию театра горожан. Это лаборатория, в которой участвуют непрофессиональные актеры при этом профессиональном театре. Она называется «Город, в котором я живу». Это разговор жителей в перформативно-театральной форме про город, в котором они живут.

И на самом деле, таких обращений в сторону Альметьевска, в сторону искреннего интереса фестиваля к горожанам и к городу, таких проектов очень много. Повторяю: фестиваль давным-давно вышел за пределы исключительно книжности. Нам в меньшей степени интересно привезти в город «писателя», человека, который носит бейджик «писатель», а в большей степени нам интересно привезти проект или спикеров, которые начнут вместе с жителями города на территории фестиваля производить основание для будущего фестиваля. Книжного или какого угодно другого.

Фото: Даниил Шведов

Что дальше? Что еще вам предстоит этим летом?

Кирилл Маевский: Мы проведем книжный фестиваль в городе Нижнекамске, это летний книжный фестиваль «Смены», который поддержан компанией «Сибур», и это вторая половинка фестиваля, который мы организовали в Казани. В бòльшей степени слипается с казанским фестивалем, чем с альметьевским, например. Это 30-31 августа. День республики Нижнекамск будет отмечать летним книжным фестивалем.

А еще – фестиваль в городе Менделеевске, это город на 20 000 человек, который называется «Мы и город». Центр культуры «Смена» является там партнером, организовывает его продюсерское бюро «МиГ». Он пройдет 7-8 октября.

Альметьевск – свыше 150 тыс. жителей; Нижнекамск – свыше 200 тыс. жителей. Менделеевск – в десять раз меньше. Ну что ж, хорошо, что вы и до него добрались.

Кирилл Маевский: Ключевое, что хочу сказать без лишнего пафоса – что в Казани, что в Москве, что в Петербурге, что в Нижнекамске, Альметьевске или Менделеевске мы не упрощаем, мы просто находим внутри своей продуктовой линейки, книжно-продюсерской-организаторской, наиболее релевантные с нашей точки зрения проекты и продукты. И просто их подставляем. Где-то это детская литература, где-то это современная культура, вот в Альметьевске мы не стали сильно лезть в детскую литературу, она будет, безусловно, но на ней мы не стали базироваться, мы не стали делать летний детский книжный фестиваль «Смены» в Альметьевске. Детская литература занимает существенную часть, но является все-таки частью, а не форматом.